Хабаровск православный Журнал Святая Мария Египетская: со дна греховной жизни вознестись на высоту святости

Святая Мария Египетская: со дна греховной жизни вознестись на высоту святости

Юлия Шутова

28.03.2012

Как часто в нашей жизни пороки выставляются  если уж не за добродетели, то за норму. То, что веками осуждалось и порицалось, как недопустимое и безнравственное, сейчас никого не удивляет, грех все увереннее и увереннее входит в нашу жизнь. 

На пятой неделе Великого поста совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской», на котором читается Великой канон св. Андрея Критского, звучащий в первые четыре дня Великого поста, и житие прп. Марии Египетской. Чтение Великого Покаянного Канона Андрея Критского вновь и вновь, уже во второй половине поста, когда до Пасхи остается чуть больше двух недель, вдохновляет постящихся на борьбу со страстями.

По преданию, великая грешница Мария с Божественной помощью преодолела порочную страсть и оставила потомкам столь яркий образец покаяния, что была признана величайшей святой. Житие святой Марии Египетской – пример того, как низко может пасть человек, и как высоко через покаяние и угождение Богу он может возвыситься.


Грех, которому была подвержена Мария Египетская, в наше время, к несчастью, не считается большим грехом.   То, что называлось блудом и развратом, сегодня называется «свободными отношениями, гостевыми браками», стремлением человека «попробовать как можно больше», чтобы понять, что ему подходит, - как угодно, к сожалению, не меняя своей порочной сути. Пропаганда такого рода отношений неиссякаемым потоком льется на нас  с экранов телевизоров, страниц журналов и газет, проникает в музыку, литературу, искусство.  Никого не удивляют, к примеру, детские показы мод, где юные красавицы не декламируют стихи про елочку  и не поют русские народные песни, но демонстрируют умение подать себя в купальниках или исполняют «танец живота», традиционно считающийся умением женщины привлечь мужчину с совершенно определенной целью. И, что самое страшное, в это противоестественное  состояние с большой радостью детишек вводят их же родители. Грех родителей порождает грех детей. “А если кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы мельничный жернов повесили на шею ему и бросили в пучину морскую”. Соблазны мира сего поджидают нас на каждом шагу. Но почему же Господь не уничтожает соблазны? Для чего попускает их? На это святитель Иоанн Златоуст отвечает: "Для чего же уничтожать их? Для тех ли, которые получают от них вред? Но они получают вред не от соблазнов, а от своего нерадения. Люди добродетельные не только не терпят от соблазнов вреда, но еще получают величайшую пользу. Таковы были Иов, Иосиф и все праведники. Соблазны пробуждают людей от усыпления, делают их осмотрительными, и не только того, кто хранит себя от них, но и падшего скоро восстанавливают: они учат его осторожности и делают неуловимым. Если и при множестве врагов и искушений мы беспечны, то что бы было, если бы мы жили в безопасности? Итак, прийти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости".

Но врагу рода человеческого недостаточно растлить, главное – не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием: «синих чулков», «белых ворон» и «людей не от мира сего»  еще никто не отменял.

Говоря о Марии Египетской, мы узнаем, что, будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, она увлеклась порочной жизнью, ведущей к гибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил её к покаянию. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.


Люди входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него, и  поняла, что Господь не допускает её войти в святое место за её нечистоту. Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за неё перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слёзы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.  Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и сделала сердце своё чистым храмом Духа Святого.

Вспоминая в эти дни о великой святой, которая была великой грешницей, у всех нас, живущих сейчас, остается надежда, что через искреннее покаяние и глубокое осознание своей греховности, мы сможем обрести прощение и исправление своей жизни, сделав ее угодной Богу. Ведь не такой уж  необычной кажется нам история Марии, которая не смогла войти в храм, останавливаемая какой-то неведомой силой, не так ли и многие из нас с вами не заходят в храмы Божии, а, если и заходим, то точно ли понимаем, для Кого и зачем пришли, предпочитая поддаваться соблазнам и соблазняя и рядом живущих. А можно начать с того, что будем называть вещи своими именами:  не подменяя горькую сущность греха обманчиво-сладким налетом сахара, который, истончаясь, вредит человеку вдвое больше.  Можно прийти на «стояние Св. Марии Египетской», где, вдохновившись примером великой святой, сумевшей со дна греховной жизни вознестись на высоту святости,  принести искреннее покаяние Господу.


Церковь, Великий пост