Ошибка выполнения запроса! - Duplicate entry '154880848' for key 'PRIMARY'
Хабаровск Православный | Формы неоязычества в Якутии
Хабаровск православный Журнал Формы неоязычества в Якутии

Формы неоязычества в Якутии

Грива Г.Л.

28.10.2006

Тема неоязычестве для многих может оказаться болезненной. Далеко не все, кто ее затрагивал, сумели удержаться в рамках порядочности и не впасть в шовинизм и ксенофобию, поэтому не были услышаны. Но об этом необходимо говорить сейчас, иначе может оказаться поздно. Если кого-то заденут мои слова, хочу сказать, что Господь предоставляет каждому человеку и каждому народу возможность найти свое место в мире. Если бы мы не были разделены на расы и племена, у нас не было бы возможности взглянуть на себя со стороны, другими глазами. Этот дар бесценен, потому что не дает ни одному этносу впасть в самовозвеличение и гордыню, которые неизбежно порождают ненависть, злобу и ведут к духовной деградации. «Душа человеческая, - как метко заметил Тертуллиан во II веке от Рождества Христова, - по природе христианка». И на самом деле ее интересует не то, кто человек по национальности, а какой он – милосердный, порядочный и добрый, или наглый, алчный, и злой...

В архиве нашего Центра есть устное обращение православного мальчика, ученика шестого класса.  Он рассказал об экскурсии в дом Айыы, после которой учительница якутской национальной культуры показала на купола Преображенского храма и сказала: «А вот туда, дети никогда не ходите, иначе сородичи от вас отвернутся, а предки проклянут». Я говорил на эту тему со многими людьми и сделал вывод, что предмет «Якутская национальная культура» слишком часто превращается в религиозную проповедь. Причем проповедуется отнюдь не язычество народа Саха, основные принципы которого сформулированы в «Символе веры религии Айыы», а то, во что верит каждый конкретный педагог. Неокрепшие детские души не в состоянии распознать отраву в речи взрослого человека, которому они безраздельно доверяют. Вот несколько цитат из труда А.И. Кривошапкина «Тенгрианство и  развитие человечества»:

«Интересно, что по представлениям саха в этот период своего развития ребенок должен понять, что выжить в Среднем Мире он может только с помощью своего народа, своего коллектива людей, противостоящего другим людским коллективам».

«Матриархат в своей изначальной сути содержит основы подневольного поведения человека. Так в этот ранний период своего развития вместо высшего существа у ребенка образ матери...

…Образ матери защитницы и охранительницы затем видоизменяется, у оставшегося на этом уровне сознания человеке, в образ Богородицы и дает ему утешение в религии подневольного люда, которые ждут рая в загробной жизни, не сумев обеспечить себе справедливую «райскую жизнь» на Земле».

«Но если использовать термины восточных учений о чакрах, то получается, что в это время у ребенка отлаживается работа спинных энергетических каналов Сушумны, Иды и Пингалы, а также связь этой системы с чакрами»

«Человек сознательно стремящийся к симбиозу с окружающей средой и развивающий свои сверхсознательные способности может развить свое физическое и духовное состояние с достижением высших уровней человеческого разума. Но конечно не каждому из них суждено стать пророком, потому что необходимость пересмотреть весь свой жизненный уклад с помощью создания нового религиозного учения возникает не каждый день. Но достижение большей частью человечества хотя бы пятого уровня развития разума позволило бы возникнуть ноосферному сознанию планеты».

Пусть Вас не обманывает терминология. В данной цитате термин «Ноосферное сознание» никак не относится к трудам великого ученого В.И Вернадского, а вытекает из оккультной квазирелигиозной доктрины т.н. «ноосферизма» тесно смыкающегося с учением Блаватской и Рёрихов. В подтверждение – последняя цитата:

«По Блаватской это пятая коренная раса - арийцы. Когда немцы себя считают арийцами они похоже не так далеки от истины если считать что персы и арийцы одно и то же. Одун биис у народа саха и древнегерманский Один это один и тот же небожитель».

Я внимательно читал «Символ веры религии Айыы», но не нашел там ничего о необходимости противостоять другим народам. И наоборот, не нашел в приводимом труде ни следа заповедей религии Айыы: «Не прелюбодействуй. Почитай природу. Приумножай свое хозяйство. Не уничтожай (не убий). Обрети свой талант. Будь правдив. Постигай истину (учись). Храни свой кут. Почитай заповеди Айыы».

Помнится, тогда мне подумалось, ну вот; об арийском происхождении немцев слышал, об арийском происхождении грузин и молдаван слышал, об арийском происхождении украинцев слышал. Осталось услышать об арийском происхождении якутов. Услышал. На лекции по истории Якутии. Правда, очень осторожно, в виде гипотезы. Мы, взрослые люди, понимаем, что гипотезы выдвигаются для того чтобы их доказывать или опровергать и что не произойдет ничего страшного даже если именно эта гипотеза найдет свое подтверждение. Но мы все понимаем так же и то, что в руках недобросовестных учителей, допущенных к святая святых – неокрепшим детским душам, она превращается в инструмент утверждения расовой исключительности.

И вот результат: молодежь, которая приезжает учиться в Якутск из улусов, с каждым годом все хуже воспринимает традиционные ценности. И полбеды если бы они имели только резко отрицательное отношение к православию. Вместе с православием молодежь отрицает и совесть, и мораль, и культуру поведения в обществе. «Причем тут «Не убий», «не прелюбодействуй», «не завидуй»? Это положения вашей русской рабской веры. Мы – свободные люди. Наши предки – арийцы имели свою веру» Это одно из самых сдержанных высказываний, которое мне лично приходилось от них слышать. В последнее время неоязычниками усиленно продавливается постулат о насильственной и жестокой христианизации народа саха, хотя на самом деле проповедь христианства здесь была очень разумной и мягкой. Тому масса исторических свидетельств. В частности бывший в Якутске в 1787 г. проездом на Аляску американец Джон Ледьярд писал в дневнике: «По-видимому, русские живут здесь с якутами в согласии и мире, без какого-либо различения национального проис­хождения, не подчеркивая своего превосходства, живут приблизи­тельно в одинаковой степени равен­ства».

Историками советского периода тоже не подтверждалась насильственная христианизация якутов, хотя в симпатиях к православию их тогда заподозрить было трудно. Уважаемый мною Егор Спиридонович Шишигин в своей монографии «Распространение христианства в Якутии», изданной в 1991 году признает: «Серьезным прогрессивным результатом влияния русской культуры являлось появление в Якутии изучаемого периода  зачатков школьного обучения. В первое время это было связано с распространением церковной литературы, появлением церковных школ»

19 июля 1859 г. в кафедральном Троицком соборе г. Якутска преосвященный Инно­кентий впервые совершил богослу­жение на якутском языке. Могли ли представить растроганные до слез якуты, просившие владыку Иннокентия о том, чтобы этот день навсегда стал праздничным для наро­да саха, во что через полтора века их потомки превратят этот храм? Сейчас там размещается театр эстрады.

Первая городская бесплатная публичная библиотека в г. Якутске была открыта в 1886 г. по инициа­тиве преосвященного Иакова, епископа Якутского и Вилюйского. Он же первым передал в библиоте­ку несколько сот книг и пожертво­вал личные средства на покупку книг, выписку журналов и газет, жалованье библиотекарю. Первая якутская газета тоже была делом Церкви: в 1887 г. вышли «Якутские епархиальные ведомости».

Конечно, не обходилось и без отдельных перегибов как-то: выплата подъемных новокрещеным, временное освобождение их от уплаты ясака, запрет принимать на работу некрещеных. Сейчас каждая такая муха раздувается с подачи неоязычников до размеров слона. Но давайте судить по плодам. Статистика переписи 1897 г. говорит, что в Якутском округе проживало на тот момент  141965 православных 534 сектанта 103 католика 77 протестантов 438 мусульман 449 иудеев 1 язычник. За год заключено 2505 браков рождено 11018 детей умерло 6270 человек. В том же году было расторгнуто 2 брака 1 по супружеской неверности и 1 из-за вступления в брак без расторжения прежнего.

И вот что происходит сегодня:

Четверть всех детей в республике рождается вне брака. За год 600-800 мужчин в возрасте до 30 лет умирают от т.н. внешних причин; убийство самоубийство, отравление несчастный случай. Количество суицидов при этом в последние 10 лет регулярно превышает количество убийств и устойчиво растет.

 

2000

2001

2002

Самоубийства

181

175

191

Нападение (убийство)

147

132

140

Статистика браков и разводов просто ужасает.

 

1999

2000

2001

2002

Браки

6312

5899

7392

7413

Разводы

4083

4073

4855

4793

Средняя продолжительность жизни в республике на два года ниже, чем в целом по России (составляет примерно 65 лет).

В 2002 году рождено 13000 детей. В этом же году сделано 15500 абортов.

Все более жестокими и бессмысленными становятся преступления. В 2005 году я работал в Усть – Алданском улусе. В с. Соттинцы 16-летний подросток расстрелял четырех человек, включая своего отца. В п. Сырдах 14-летний мальчишка убил трех человек. В с. Соттинцы молодой человек зверски убил жену. Все это произошло в течение, примерно, одного месяца.

Корни стремительного ухудшения демографической и социальной ситуации, на мой взгляд, лежат в духовной области, в области образования и культуры. Любить свою Родину, знать ее историю и культуру своего народа должен каждый человек. Но для того чтоб всем нам однажды не проснуться в чужой стране, нужно сегодня оградить молодежь от влияния сектантства, псевдоистории и псевдокультуры.

Для этого необходимы:

1.     Тесная работа улусных администраций с образовательными учреждениями всех уровней и школами, вплоть до контроля того материала, который преподается детям учреждениями государственной безопасности.

2.     Организация обучения преподавателей основам религиоведения, сектоведения и права.

3.     Создание закона четко регламентирующего миссионерскую деятельность.

4.     Создание организаций, занимающихся вопросами нетрадиционных религий в каждом улусе, уполномоченных проводить экспертизу вероучений и давать аргументированные заключения по их особенностям, которые играли бы решающую роль при регистрации общины.

5.     Введение там, где это возможно предметов «Основы православной культуры» и «История религий в России».

«5» сентября исполнилось 95 лет со дня смерти выдающегося политика и реформатора Петра Аркадьевича Столыпина, который сказал «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

Нам нужна великая Россия. И великая Якутия в ее составе.

Доклад на научно-практической конференции «Основы духовной безопасности Дальневосточного региона».
Якутск. 24-25 октября 2006 г.


Общество