Хабаровск православный Журнал Образ и подобие Рождество Христово в дореволюционном Хабаровске

Рождество Христово в дореволюционном Хабаровске

Информационный отдел Хабаровской епархии

06.01.2021

Зима в Хабаровске – это не только снег или мороз, это еще и ожидание чуда. И ждут этого Рождественского чуда современные люди так же, как и наши предки, вот только внешние формы праздника изменились.

Ждать начинали загодя: заблаговременно газеты пестрели объявлениями о поступлениях ёлочных украшений в магазины, новых маскарадных костюмов в парикмахерские и городские ателье, по городу мелькали афиши, оповещавшие о предстоящих концертах, благотворительных программах, ярмарках. Итак, декабрь 1896 года, Сочельник…

В дореволюционном Хабаровске Сочельник выпадал на 24 декабря (тогда Россия отмечала праздники по юлианскому календарю, а после революции перешла на григорианский) и начинался с появления первой рождественской звезды в небе и Богослужения в храмах. На стол в Сочельник, по традиции подавали взвар из распаренных в меду сушеных ягод и плодов, постные пироги с овощами, блины, оладьи, кашу, сваренную на воде и др. Трапеза в Сочельник осмыслялась как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь перед рождением Господа нашего Иисуса Христа. Зато уже после праздничной службы Рождественская трапеза предполагала обилие разнообразных мясных и молочных блюд, а также вина, пива или браги.

Главная служба в нашем городе проходила в Успенском соборе, хотя, конечно, праздник был на каждом приходе! После Литургии зажигались рождественские ёлки и давался орудийный салют. С Рождества начинались всевозможные развлечения, ярмарки, народные гуляния. Лотки уличных продавцов в форменных фуражках ломились от всевозможных гостинцев. Здесь можно было согреться стаканом горячего чая из больших кипящих самоваров или сбитнем. А вот распивать спиртные напитки на народных гуляниях было запрещено. Городской голова и полицмейстер строго следили за порядком. Вот описание хабаровской ярмарки в декабре 1896 года: «Праздничный базар отличался особенным многолюдством - появились в продаже редкостные для нашего города молочные продукты так молоко, масло, творог и сметана, к сожалению, всё в замороженном виде, все эти продукты оцениваются чуть ли не на вес серебра». («Приамурские ведомости», 1896 год). Еще одно интересное развлечение - катание нанайцами на запряжённых собаками нартах всех желающих по городу. Впервые это развлечение было введено при генерал-губернаторе С.М. Духовском. Главным украшением Рождества была ёлка. В Хабаровске главную ёлку ставили на катке возле Алексеевской гимназии (сейчас Центр технического творчества) у перекрёстка улиц Муравьёва-Амурского и Дзержинского, куда посмотреть на неё приезжали даже с городских окраин. А на катке катались все: от мала до велика.

Также ёлки стояли во всех учебных заведениях города, а для учеников устраивались Рождественские праздники с подарками. Причём, родителям самих детей это ничего не стоило, ведь в моде была благотворительность. За счёт многочисленных пожертвований неравнодушных хабаровчан устраивались ёлки и дарились подарки воспитанникам приходских училищ, где учились дети простого люда. Многие меценаты на собственные средства устраивал ёлку с подарками для детей, устанавливали горки и качели. Помнили о духе Рождества и хабаровские купцы, владельцы кондитерских, булочных и крупных фирм – именно они обеспечивали рождественскими подарками городские учебные заведения. Не забывали и детей хабаровского приюта, для которых тоже устраивалась ёлка. Ребятишкам младшего возраста вручались игрушки и сладости, детям постарше – книги.

Для воспитанниц женской гимназии преподаватели ежегодно устраивали детский костюмированный вечер. На ёлку приглашали много детей, в том числе и воспитанников кадетской школы. В программе вечера было много песен, игр, танцев и других забав. Гости собирались за широким столом с чаем и сладостями. В продолжение вечера играл струнный оркестр музыкантов окружного штаба. Для гимназисток и кадет ёлка часто устраивалась в атаманском зале резиденции генерал-губернатора края. Варвара Фёдоровна Духовская раздавала подарки девочкам, а кадетам их вручал сам генерал-губернатор. Сохранились даже записочки с желаниями гимназисток: чаще всего девочки хотели куклу, но иногда просили зеркальце.

Накануне Нового года, 31 декабря, устраивалась ёлка для учащихся города (числом около 600 человек) в хабаровском Николаевском городском училище, где дети пели хором, читали стихи, играли, танцевали, пили чай и получали подарки. На второй день января приходилась ёлка в помещении Николаевского городского училища для почти пятисот учеников реального училища и их родственников.

Сразу за Рождеством шли Святки. Если Рождество был праздником для всех, то Святки считались молодёжным праздником. Начинались они с колядования. Юноши, девушки и дети одевались в вывернутые тулупы и ходили по дворам. Хозяевам они пели песни-пожелания и получали взамен угощения. Хабаровск, в котором жили люди из разных регионов России, мог похвастаться неплохим разнообразием колядок, ведь каждый привозил родные для себя традиции.

Отказывать колядующим в угощении было не принято, тем более, что «ряженые» могли и «отшутиться» в ответ: перенести поленницу на другое место, затащить сани на крышу и т.д. Взрослые тоже отмечали ли Святки, но не так, как молодежь. Образованная часть хабаровчан предпочитала в святочные дни пойти в Общественное собрание (сейчас в этом здании находится Театр юного зрителя), чтобы посмотреть новые спектакли. Кроме этого, Общественное и Военное собрания (сейчас в нём располагаются Дальневосточный художественный музей и концертный зал Хабаровской краевой филармонии) устраивали на Святки балы-маскарады, которые затягивались до полуночи.

Что касается празднования Нового года, то оно, конечно, было, но только отмечался Новый год менее ярко, чем Рождество Христово. Обычно 31 декабря в Общественном и Военном собрании устраивали вечера. Они были сравнительно малолюдными – большинство хабаровчан предпочитало встречать Новый год в кругу семьи, а вот   1-го января горожане устраивали маскарады с танцами.

О наступлении Нового года в Хабаровске оповещали выстрелом из пушки. Одновременно с ним в Успенском соборе и всех храмах города начиналось богослужение. Празднования заканчивались 6-го января – в День Крещения Господня (по старому стилю). В этот день, после Литургии в Успенском соборе, молившиеся выходили на Соборную площадь, где к ним присоединялись другие хабаровчане. Во главе с духовенством они совершали Крестный ход на Амур, где батюшка освящал воду, а верующие набирали её из проруби. Многие смельчаки несмотря на мороз окунались в иордань. После этого 7-го января для всех начинались трудовые будни.


"Образ и подобие"