Хабаровск православный Журнал Образ и подобие Матушка Елена Карагодина: школа с чистого листа

Матушка Елена Карагодина: школа с чистого листа

Информационный отдел Хабаровской епархии

07.06.2022

Дети этой школы не хотят уходить на каникулы, добираются сюда по часу и более с городских окраин, не пользуются гаджетами, мальчики и девочки учатся раздельно и стараются исполнять три главных правила ученика: трудолюбие, уважение к старшим и послушание родителям. Это Русская классическая школа, созданная в 2018 году в Хабаровске по инициативе православных родителей, священноначалия Приамурской митрополии и ее директора — матушки Елены, супруги клирика Христорождественского собора Хабаровской епархии священника Димитрия Карагодина. К слову, у священнической четы четверо детей, трое из них учатся в этой школе.

Мотивом взяться за создание такой школы стало желание матушки Елены и ее супруга отца Димитрия дать своим младшим детям не только более качественное образование, чем то, которое получал в общеобразовательной школе их старший сын, но и воспитать всех их в традиционных для русской культуры православных ценностях. Но как это сделать? Однажды матушка Елена увидела видеоролик создателя и руководителя образовательной системы «Русская классическая школа» (РКШ) Татьяны Алтушкиной и буквально заразилась идеей открыть такую же в Хабаровске. Тем более, что запрос на учебное заведение, во главу угла ставившее духовное и нравственное воспитание, существовал уже давно.

Понимание, как и что делать, пришло не сразу. Поначалу мысль открыть новую школу с чистого листа казалась в целом фантастической. Где найти помещение и педагогов, средства на оборудование классов и учебные пособия, на оплату коммунальных платежей, зарплату учителям? Ведь государственная поддержка предоставляется только тем учебным заведениям, которые работают по государственным программам и уже имеют лицензию. Надеяться на лицензирование не представлялось возможным: в образовательном госстандарте нет каллиграфии, не предусмотрено изучение истории с первого класса, церковнославянского языка и много другого, что было дорого ее сердцу. Да и на месте духовно-нравственного воспитания стоит прочерк.

— Мои близкие и друзья верили в меня, и это придавало мне силы, — объясняет Елена Витальевна. — Кроме того, начинание поддержал и благословил митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий. Мне очень помогла и помогает моя заместитель по учебно-методической работе Ольга Корзун. У меня была вера, у нее знания, она уже работала по учебникам РКШ, обладала опытом работы в школе и в колледже.

Но, конечно, первым супругу поддержал отец Димитрий.

— Познакомившись с методикой работы РКШ, я понял, что она действительно позволяет ребенку получить настоящее фундаментальное образование. И мы с матушкой Еленой стали молиться и думать, как воплотить это в жизнь. Когда все потихоньку стало складываться, она спросила: ты благословляешь меня этим заниматься? Я не боялся, что у нее вдруг что-то не получится. Она у меня очень деятельная и инициативная, а дело это важно для всей епархии.

Первыми учителями новой школы стали знакомые прихожане хабаровских храмов. Когда новость о будущей школе облетела город, люди уже сами подходили и спрашивали: я педагог, расскажите поподробней.

— Но для нас было важно, чтобы наши учителя являлись воцерковленными православными людьми, — добавляет матушка Елена. — Когда набрали первые классы, владыка Артемий, как добрый пастырь, отдал нам под школу свой митрополичий дом. Вообще владыка был одним из немногих, кто поверил в нас, молился за нас и своими отеческими советами и благословениями уберег от многих ошибок.

Скоро она поняла, что быть директором — огромная ответственность, о работе придется думать буквально 24 часа в сутки. А как же семья?

— Господь каждому из нас дал свои возможности, силы и свои таланты. Я и прежде трудилась сразу на нескольких работах, для меня это не только нормальное положение вещей, но и источник вдохновения. Кроме того, мы с отцом Димитрием делим семейные обязанности. Я отвечаю за сохранение домашнего очага (приготовить еду, накормить, обуть, одеть, решить медицинские и бытовые вопросы). А муж, как глава семьи, несмотря на большую священническую нагрузку, полностью взял на себя воспитание детей, тут я только его помощница. Он обучает их правилам поведения, общения и всему, что пригодится в жизни, приучает их к труду и порядку. У меня не хватает на это ни сил, ни умений. Но глядя на то, как он все это делает, я тоже потихоньку учусь, — сознается матушка Елена.

И добавляет, что без помощи супруга, наверное, не смогла бы руководить школой. Наряду с рабочими вопросами — ремонт, кадры, закупка оборудования — она как директор постоянно общается с самыми разными людьми, в частности с родителями учащихся. А это иногда требует большого эмоционального напряжения и внутренних сил.

— Когда я чувствую себя опустошенной, теряю мир и покой, то нахожу поддержку у супруга, — говорит она. — Поделюсь тем, что меня мучает, он помолится, скажет пару нужных слов, и мои душевные силы восстанавливаются. А общение со сложными и проблемными родителями он, как духовник школы, берет на себя.

Храм отца Димитрия расположен рядом со школой, поэтому они с матушкой не раз видятся в течение дня и могут посоветоваться друг с другом. Дети тоже тут рядом, так что вся семья постоянно вместе. А вечером за чаем супруги обсуждают самое насущное. «Мне телевизор не нужен, я твои истории про школу послушаю — и как будто и кино, и новости посмотрел», — смеется отец Димитрий. И в этой теплой семейной атмосфере никаким житейским (и рабочим тоже) проблемам не дано потеснить эту радость общения с близкими, и матушке Елене они уже кажутся малозначительными и легкоразрешимыми.

Именно поддержка и молитва супруга помогли ей сохранять уверенность в своем начинании и оптимизм, когда в первый год деятельности школы все финансовые средства уходили на приобретение оборудования и мебели. Некоторые учителя работали безвозмездно, а главной мотивацией для них были собственные дети, которые тоже учились уже в этой школе. То, что они смогли с честью пройти через неизбежные трудности организационного процесса, она объясняет только верой и помощью Божией.

У АНО «Центр духовно-нравственного православного воспитания «Русская классическая школа» г. Хабаровска» нет аккредитации, все дети в конце года сдают экзамены в краевой школе Хабаровска и получают в итоге аттестат государственного образца.

Говоря об актуальности методики РКШ в современной системе образования, Елена Витальевна уточняет:

— Духовно-нравственное воспитание — это наша главная цель в обучении детей. И вся методика, весь учебный материал подобраны таким образом, чтобы формировать у ребенка любовь к нравственному поступку. Чтобы он учился оценивать свои и чужие дела, события в своей жизни и в окружающем мире именно с точки зрения духовно-нравственных основ, явленных Православием.

Молитвы же перед началом уроков, до и после еды, посещение всем классом богослужений, фильмы на православную тематику — это дополнительные элементы воспитательного процесса. Важное значение при этом имеет то, что дети видят в семье и в школе. Все их педагоги, например, в той или иной форме участвуют в богослужебной жизни Церкви и в приходской жизни своего храма.

Закономерно поэтому, что некоторые обязательные требования школа предъявляет не только к обучающимся, но и к их родителям. Например, они (как и дети) должны быть крещены, а еще состоять в законном браке. Иные, услышав об этом, удивляются, но потом все-таки подают заявление в ЗАГС и оформляют свои отношения. Кроме того, несколько родителей приняли таинство Крещения.

Почему здесь это обязательно? «Потому что те духовно-нравственные принципы, которые усваивают дети, должны иметь практическое подтверждение в их семье», — объясняет жена священнослужителя.

Число желающих учиться в РКШ год от года только растет. Матушке Елене удалось решить главную для себя задачу — быть рядом со своей семьей и дома, и в школе, и в храме, расширив круг единомышленников новыми учениками, их родителями, учителями и неравнодушными людьми.

— Когда занимаешься важным и нужным делом, постоянно учишься новому у детей и своих коллег, видишь счастливые глаза учащих и учащихся от самого процесса и результата их личного труда, это приносит глубокое чувство удовлетворения и настоящую радость, — свидетельствует матушка Елена.

Автор: Алексей Реутский, Журнал Московской Патриархии.



"Образ и подобие"