О покаянии

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий

08.02.2008

ПОКАЯНИЕ

Духовная жизнь, как учит нас Священное Писание, начинается с покаяния. Не случайно святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, начиная обще­ственное служение, обратился к людям с призывом покаяться, ибо приблизилось Царствие Не­бесное (Мф 3. 2). Через некото­рое время Господь наш Иисус Христос, по достижении 30-летне­го возраста также выходит на об­щественное служение, с тем же призывом обращается к Своим последователям. Почему Господь обращается именно с этими слова­ми? Не «Радуйтесь!», не «Весели­тесь!», не «Веруйте», а «Покай­тесь!». Потому, что человек от рождения, как гласит нам Свя­щенное Писание, во грехах рож­ден. Во гресех роди мя Мати моя, по словам псалмопевца Да­вида (Пс 50. 7). Даже человек, только что родившийся, не совер­шивший никакого греха, уже не­сет в себе причасность к греху.

Грех – аномалия, зло, разру­шающее человека, его безсмертную душу. Он всегда был препят­ствием, некой труднопреодоли­мой стеной, которая отделяет че­ловека от Бога. И чем больше че­ловек согрешает, тем больше сте­на укрепляется, растет, а значит, меньше возможностей становит­ся ее преодолеть, чтобы вновь со­единиться с Богом.

Господь, зная человеческие не­мощи, дал благодатные средства, которые помогают нам собствен­ными усилиями, при помощи Божией, совершенствоваться и, в конечном итоге, соединиться с Ним. Это, в первую очередь, семь церковных Таинств, основателя­ми и установителями которых яв­ляются Сам Господь и Святые Апостолы. Первое Таинство, о котором я хотел бы поговорить с вами – Таинство Исповеди.

БАНЯ ПАКИБЫТИЯ

Сегодня по всей нашей стране мы видим пробуждение людей от бездуховности. Ведь человек – существо духовно-телесное, со­стоящее из материальной обо­лочки (бренного тела) и невиди­мой бессмертной души. Если телу предназначено 70, от силы 80 лет, многие из которых – труд и бо­лезни, то душа – вечна. Она со­здана Богом, как нематериальная духовная сущность, поэтому и живет вечно. Но человек в зем­ной жизни в силу своих несовер­шенств допускает много оплош­ностей или грехов.

Все мы знаем, что наше физи­ческое тело требует определен­ного очищения, говоря буквально – нуждается в бане. Таинство Исповеди, которое совершается каждым христианином – та же самая баня, но «баня пакибытия», то есть второго бытия, или обновления. Это Таинство уста­новил Сам Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Что вы свя­жете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на зем­ле, то будет разрешено на небе (Мф 18. 18).

Слава Богу, братья и сестры, мы, православные люди, имеем такую «баню пакибытия», чтобы очищать свою душу, которая за­соряется значительно быстрее, нежели наше бренное тело, и нуждается, соответственно, в ре­гулярном очищении.

Душа очищается, конечно же, не водой или мылом, и не шампу­нями. Душа очищается покаяни­ем, самой действенной формой которого является Исповедь, ког­да мы, следуя заветам апостолов, приходим к священнослужителю, обладающему определенной благодатью, данной ему Богом через рукоположение, другими словами – через Таинство Свя­щенства. Архиереи и священни­ки являются преемниками апос­тольского служения, поэтому они обладают властью «связывать» и «разрешать» грехи людские.

БРЕМЯ СТРАСТЕЙ

Святые Отцы говорят, что даже пожелание плохого нарушает наш духовный мир. Думаю, каж­дый из нас в большей или мень­шей степени в этом убеждался. Действительно, когда человек по­думает плохое, пожелает недо­брое, он тотчас ощущает: что-то помрачилось в его душе.

Если человек не думает о раска­янии, грехи ложатся на его бессмертную душу и давят ее. В ре­зультате появляются страсти – гордыня, зависть, сребролюбие, леность и многие другие.

Наше общество заражено таки­ми страстями, как пьянство, нар­комания, воровство, бессовестное отношение к ближним, недобро­совестное отношение к матери­альным ценностям, особенно к не своим. Это, братья и сестры, – проявление греховного бремени, которое ложится на душу челове­ка. И каким бы человек не был умным, интеллектуально разви­тым, ему самому никогда не спра­виться с этим грузом, он может лишь притупить душевную боль.

К сожалению, большинство лю­дей сегодня не знает о покаянии и таинстве Исповеди. Они высту­пают в этом случае один на один с диаволом, который значительно превосходит человека во всех от­ношениях: он и умней, и хитрей, и коварней, и сильней. Вступать с ним в поединок без помощника, конечно, безрассудно. Чтобы снять с себя бремя греха, люди пытаются уйти в виртуальный мир. Для этого сегодня использу­ются все современные выдумки диавола – наркомания, пьян­ство, блуд, разврат и прочие без­закония, которые притупляют чувство вины за грех. Вроде бы человек освободился от тяжести, но грех никогда не исчезает в действительности, если за него не принести покаяние.

БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ

У нас есть благодатное сред­ство, к которому мы, братья и се­стры, должны прибегать как можно чаще – это Исповедь. Каждый христианин, который сознательно относится к этому великому Таинству, ощущает благодатность его воздействия на свою душу. После Исповеди он чувствует необыкновенную лег­кость, подъем, желание любить окружающих людей и исправить свою греховную жизнь, видит свои недостатки.

Бывает так, что человек начина­ет лукавить или скрывать свои гре­хи на Исповеди, пытаясь выгоро­дить себя: «Да, я грешен, но этот человек помешал мне правильно жить, поэтому я и совершил грех».

Здесь надо сказать, что обяза­тельным условием для таинства Исповеди является смирение. Это своего рода фундамент, на котором строятся все добродете­ли человека. Смирение, как ника­кая другая добродетель, прибли­жает человека к Богу. Не случай­но среди Заповедей Блаженства заповедь о смирении стоит на первом месте, как первая ступень на Лествице духовного восхож­дения: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5. 3). Нищие духом – это люди, которые со смирением осознают свою духовную нищету и прибегают к Богу как Подателю всяческих благ, чтобы Господь простил их недостатки, грехи и помог им стать на правильный духовный путь.

Давайте вспомним эпизод из Евангелия от Луки, где сказано, что со Христом повесили на кре­стах двух разбойников. Иисуса Христа повесили среди двух раз­бойников, чтобы этим опорочить Его и сказать, что Он – такой же, как эти убийцы.

Благоразумный разбойник, ви­севший справа от Господа Иису­са Христа, осознал свою духов­ную нищету, свое греховное па­дение и смиренно обратился к Господу. Он укорял разбойника, висевшего слева и поносившего Господа Иисуса Христа, говоря: Мы осуждены справедливо, по­тому что достойное по делам на­шим приняли, а Он ничего худо­го не сделал (Лк 23. 41). Сми­ренное и раскаявшееся сердце уже было готово для того, чтобы в него проникла Благодать Божия, которая и привела его к по­каянию, к этому начальному этапу на пути к исправлению.

Он обратился к Господу: По­мяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое (Лк 23. 42). Он не просил о помиловании, так как знал, что его не заслужи­вает. Он просил просто вспом­нить о нем. Это было истинное смирение, на которое Господь от­ветил: Нынче же будешь со Мною в раю (Лк 23. 43).

В приведенной Евангельской цитате, братья и сестры, содер­жится образец того, с каким чув­ством, с каким настроем мы дол­жны подходить к великому спа­сительному таинству Исповеди. Мы должны помнить, что нет гре­ха, который бы Бог не простил.

ИЗМЕНИ СЕБЯ

Господь прощает любой грех, если мы о нем сокрушаемся и же­лаем его исправить. Его милосер­дие безмерно. Всякий раз, когда мы очищаем свою душу от греха, она тот час заполняется Благода­тью Божией.

Почему человек радуется после Исповеди, почему он вдохновлен, стремится сделать что-то доброе? Потому, что чистая душа, данная ему Богом, была засорена, а те­перь очистилась.

Человек, исповедавшись, как правило, причащается Святых Христовых Тайн. Некоторые люди и, наверное, таких значи­тельное число, думают: «Пойду исповедуюсь, а потом снова буду грешить, Бог простит». Не надо обманываться, братья и сестры. Бога никто никогда не обманет, Он поругаем не бывает. Если че­ловек идет на Исповедь с таким настроением, то должного ре­зультата он не получит.

Тот, кто исповедовался таким образом и причастился, стал, как Господь говорит, Иудой, предате­лем. Он попирает великую Свя­тыню. Ведь причастившись Свя­тых Тела и Крови, он соединился с Самим Господом. Господь начи­нает жить в нем, начинает, не на­силуя воли человеческой, подска­зывать ему, что нужно делать.

Святое Причащение дает воз­можность человеку укрепить сла­бые силы. А человек, который не желает идти дальше, не хочет ис­правляться, лишь исполняет об­ряд. Это, братья и сестры, еще может быть прощено людям, ко­торые только-только вступают на порог церковный и еще многого не знают. Но Господь знает все намерения, все побуждения, по­этому оценивает ситуацию объективно.

Слово «покаяние» с греческого языка переводится как «переме­на». Оно предусматривает изме­нение человека. Тот, кто прихо­дит к Богу с грузом грехов, дол­жен иметь намерение изменить­ся. Поэтому, если человек идет на Исповедь и думает, что сейчас он покается, а потом снова будет грешить, то, конечно, Исповедь будет недейственна. Если же че­ловек идет с намерением пере­стать совершать тот или иной грех, хотя он еще очень слаб, и завтра по слабости он снова по­грешит в том же самом грехе, но при этом будет сожалеть о совер­шенном и снова начнет каяться и сокрушаться, эта исповедь, бра­тья и сестры, будет действенной.

Грех может повторяться не одну тысячу раз, особенно в слу­чае застарелых страстей, кото­рые стали, как говорят, второй натурой человека. Но если чело­век приходит на исповедь и со­крушается, и просит у Бога помо­щи, и причащается, то, конечно, он обязательно освободится от тех грехов, которые его мучают.

Земная жизнь дана нам для того, чтобы избавиться от греха, который живет в каждом без ис­ключения человеке и оставляет негативный след в его деятельно­сти. Апостол Павел по этому по­воду говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я чело­век!... умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим 7. 19-25). Этот «закон гре­ха», братья и сестры, нам нужно преодолевать. Люди созданы по Образу и Подобию Божию, как венец Творения, поэтому своей твердой волей и усердным тру­дом человек может достигать ве­ликих результатов. Святые, кото­рых сегодня чтит наша Церковь, тоже были «во грехах рожденны­ми», однако при помощи благо­датного Таинства Исповеди и других Таинств они достигли того, что называется святостью.

 

ПРОЗРЕНИЕ

Я хотел бы заострить ваше вни­мание на таком моменте. Всякий раз, когда мы приходим на Испо­ведь, наша душа прозревает. В чем это выражается? Некоторые грехи мы прежде не замечали или не считали их грехами. Те­перь нам становится ясно, что это – именно грехи. Господь в меру духовной зрелости каждого чело­века приоткрывает ему его поро­ки. Более того, Господь подсказы­вает, на что нужно обратить вни­мание в первую очередь.

Грехи из разряда смертных – гордость, зависть, сребролюбие, леность, блуд, убийство. Самый тяжелый грех, как это ни стран­ным может показаться – гор­дость. Но именно гордость послу­жила причиной падения первых ангелов. Денница, ангел – пред­водитель всего небесного ангель­ского воинства, возгордился и возомнил, что он равен Богу. Тогда Господь низверг его с небес. Вме­сте с собою Денница увлек одну треть ангельского мира. Так по­явился дьявол и его служители – бесы.

Гордыня также послужила при­чиной падения наших прародите­лей Адама и Евы. Суть их грехо­падения заключалась именно в гордыне. Как известно, заповедь Господня для Адама и Евы заклю­чалась в послушании, но дьявол в образе змия соблазнил Еву, ска­зав: Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроют­ся глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5). Ева нарушила заповедь по­слушания из-за желания стать равной Богу, т.е. из-за гордыни, другими словами, по причине от­сутствия смирения.

***

– Как готовиться к Исповеди?

– Когда мы собираемся на Ис­поведь, это Таинство должна предварять молитва. Нужно при­звать Господа, чтобы Он нам по­мог. Хорошо обратиться к своему Ангелу-хранителю, который по­могает нам и вразумляет нас. Ни­когда не надо смущаться тем, что вы рассказываете о грехах, не просто рассказываете, а сокру­шаетесь, сожалеете о том, что со­вершилось с вами. Ведь когда вы приходите к врачу, вы не стыди­тесь ему рассказывать о своих болячках. Он интересуется, что предшествовало вашей болезни. Интересуется для того, чтобы ус­тановить точный диагноз и по­мочь вам. На Исповедь вы прихо­дите к священнику, как к врачу.

***

– Можно ли на исповедь при­ходить со «шпаргалкой»?

– Церковь советует очень серь­езно готовиться к исповеди. Су­ществует такая практика: накану­не исповеди, выбрав для этого время, спокойно подумать о своей жизни и вспомнить свои грехов­ные дела и помыслы, записать их на небольшой лист бумаги. Он вам пригодится, если вы в момент исповеди что-нибудь забудете. Необходимо помолиться, чтобы Господь открыл вам ваши прегре­шения и помог раскаяться.
Тем, кто только начинает приоб­щаться к церковной жизни, посо­ветую обратиться к соответствую­щей литературе.
В иконных лавках продаются книги об исповеди. В них пере­числяются наиболее распростра­ненные грехи.
Не думайте, братья и сестры, что с первого раза вы раскаетесь во всех своих грехах, их слишком много. Надо помнить, что главное в исповеди – не количество, а качество. Важно чистосердечное раскаяние и искреннее нежела­ние исповеданные грехи совер­шать снова.
Лучше всего начинать покая­ние с момента совершения греха. Как только вы почувствовали, что совершили какой-то грех, уко­ряйте себя в этом, кайтесь Богу в содеянном, хотя бы мысленно, и просите Его прощения, тогда на Исповеди у священника вам бу­дет гораздо легче.

***

– Как часто нужно исповедо­ваться и причащаться?

– Принято исповедоваться и причащаться во все посты, а их четыре в году. Конечно, жела­тельно исповедоваться и причас­титься в день своего Ангела, а также в день своего рождения.
Человек сегодня подвержен особому, массированному напа­дению со стороны диавола, кото­рый через СМИ, особенно через телевидение, развращает людей. И вы это видите невооруженным глазом. Поэтому причащаться желательно каждый месяц. В дву­надесятые праздники хорошо причащаться, их как раз двенад­цать. Но поскольку в основном вы – люди работающие, и не все великие праздники совпадают с выходными днями, то сами выби­райте удобное для вас время, что­бы причащаться достаточно регу­лярно.

***

– Полезна ли для ребенка до 14 лет частая Исповедь?

– Конечно, полезна, потому что это не просто беседа со свя­щенником, а Таинство, которое благодатно отразится на душе ре­бенка.

***

– Заставлять ли ребенка ис­поведаться, если он сам того не хочет? Есть ли польза от такой Исповеди и Причастия «по при­нуждению»?

– Есть. Ребенок ощутит детс­кой, еще не запачканной больши­ми грехами душой, что Исповедь – нечто важное и необходимое, и если он не сразу выразит слова­ми свое впечатление – это не значит, что он не получит ника­кой пользы от Исповеди. Обязательно получит. Священник зна­ком с детской Исповедью и под­скажет ребенку, что соразмерно его духовному и физическому воз­расту, что ему необходимо делать.

***

– Как быть, если мой духов­ный отец болеет или занят? От­ложить Исповедь?

– В порядке исключения мож­но пойти на Исповедь к другому священнику, чтобы не лишать себя радости общения с Богом. Исповедуйтесь ему так же ис­кренне, как и своему духовнику. Может быть, вы не получите при этом такого духовного удовлетво­рения, какое бывает у вас от об­щения с вашим духовным отцом, но, тем не менее, это тоже свя­щенник, он такой же проводник Благодати Божией.

***

– Какую роль играет домаш­нее покаяние для очищения души?

– Это хорошая, добрая подго­товка к Исповеди. Она помогает увидеть свою греховность, осоз­нать и прочувствовать ее.

***

– Убийства. От начала рода человеческого ведется им счет. Страшными примерами полна литература – от библейской до современной. Неужели в самой человеческой природе заложе­ны основы убийства?

– Господь не сотворил зла, Он сотворил все «добро зело». Имен­но грех, который вошел в душу че­ловека, является началом, порож­дающим убийства, насильствен­ные смерти и прочие беззакония. И то, что совершалось в Ветхом За­вете – великое назидание. «Пра­ведник яко финике процветет, яко кедр, иже в Ливане умножится» (Пс 91. 13), – говорится в Библии.
А беззаконники будут наказаны, и имя их исчезнет. Это на страни­цах Священного Писания показа­но через исторические примеры. И мы, учась на этих примерах, дол­жны избирать правильный путь.

***

– Может ли священник отка­зать в исповеди и когда?

– Да, если человек пришел про­сто поговорить, или когда он при­ходит пьяный. Спиртное всегда расслабляет человека, и ему хочет­ся поговорить о себе и своих про­блемах. Некоторые говорят, что только в нетрезвом виде могут рас­сказать о себе все, ничего не скры­вая. Но Исповедь – это Таинство, и алкогольный «допинг» здесь не­допустим. Священник может так­тично отказать в исповеди непра­вославному человеку, потому что к любому Таинству допускаются только люди, крещенные в Право­славной Церкви. Других причин для отказа нет.

***

– Перед исповедью и прича­щением нужно всех простить и просить прощения. Если про­сишь прощения, а тебе не про­щают – на душе неспокойно. Можно ли причащаться в этом случае?

– Когда вас просят – прощай­те, а если вас не простили – это не ваши проблемы. Самое глав­ное, братья и сестры, надо про­щения просить не формально, а действительно сокрушаться. Был такой случай. Один инок пошел к другому. Между ними произошла ссора. Каждый из них ощущал гнетущее чувство, и тот, кто был меньше виновен, во всяком слу­чае, он так считал, пошел к тому, кто был больше виновен. Идет и себя оправдывает: «Я хорошо сделал, что пошел, хоть и меньше виновен, а вот он не пошел. Но я все-таки пойду к нему, попрошу прощения».
Когда он пришел к иноку, по­стучал в келью, тот его даже не впустил. Оскорбленный, он по­шел к своему старцу и говорит ему: «Я, отче, ходил, а он меня не принял».
Старец его спросил: «А что ты думал, когда шел к нему?» Инок ему все свои мысли честно от­крыл.
«А теперь, – сказал старец, – пойди к нему и себя осуждай, а его оправдывай». Инок так и сде­лал. Он еще не дошел до кельи, как ее двери распахнулись, вто­рой инок бросился ему на шею, и примирение состоялось. Господь, видя глубокое раскаяние, дал ино­кам настоящее покаяние, вразу­мил их и произошло примирение.
Это хороший назидательный пример, который советую всем вам помнить. Не оправдывайте себя, даже если вы меньше ви­новны. Тогда польза от покаяния будет огромной.

***

– Если исповедь становится формальной, что делать?

– Формальность исповеди за­висит от каждого из нас. Прежде всего, к исповеди нужно подхо­дить с глубокой верою, независи­мо ни от чего. Некоторые смуща­ются, когда приходят к священ­нику, а он, как всякий человек, может быть не в настроении, мо­жет быть, день был трудный, много искушений и т.д.
Человеческое в священнике всегда присутствует, поэтому он может проявить невнимание к вам. Это неправильно. Тем не ме­нее, священник имеет благодать, которая ему дана в Таинстве Хи­ротонии (посвящения в священ­ники). Не надо сомневаться в действительности Таинства Ис­поведи, оно совершается по вере нашей.

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).

Фото: Официальный сайт Читинской и Забайкальской епархии


Церковь, Богословие