О милостыне

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий

10.02.2008

БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ

Милостыня – одна из основ­ных добродетелей христианина. Господь в Нагорной проповеди говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5. 7). Т.е. от нашей милосты­ни зависит, будем ли мы, греш­ные, помилованы Богом. В поня­тие милостыни входят не только материальные вещи, но и чув­ства, настроение, расположение, с которыми человек подает мило­стыню.

Когда речь идет о размере мило­стыни, уместно вспомнить Еван­гельский сюжет о лепте вдовы. Господь был в Иерусалимском храме и, остановившись у сокро­вищницы, куда собирались пожер­твования, наблюдал. Подходили богатые люди, клали большие сум­мы денег. Подошла бедная вдова и пожертвовала всего две лепты. Господь же сказал ученикам: Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк 12. 43-44).

Церковь выделяет два вида ми­лостыни – материальную и ду­ховную. Причем духовная мило­стыня значительно важнее.

В основе и материальной, и ду­ховной милостыни должны ле­жать любовь и сострадание к че­ловеку. Если с такими чувствами мы подадим милостыню, не ду­мая о том, на какие нужды она будет использована, данное нами непременно послужит на пользу и нуждающемуся человеку, и нам самим.

Милостыня материальная всем известна. Каждый христианин обязан в меру возможностей, и, конечно же, в меру своей веры, материально помогать нуждаю­щимся людям.

ДУХОВНАЯ МИЛОСТЫНЯ

Второй вид милостыни – мило­стыня духовная. Сейчас она, к со­жалению, менее распространена. Что к ней относится? Во-первых, молитва за человека. Например, обратился к вам человек с какой-то бедой, с какой-то проблемой, но вы чувствуете, что не можете оказать ему существенной мате­риальной помощи. Тем не менее, вы способны свое сострадание и соучастие этому человеку выра­зить через молитву. Богу ведомо, кто в чем нуждается. Поэтому не обязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чем он сегодня нуждается.

Совет, вовремя поданный, так­же является духовной милосты­ней. Когда человек делится своим опытом, как правильно жить, как правильно что-либо сделать – и это будет духовной милостыней.

Еще милостыня может выра­зиться в добром слове. Приснопа­мятный архимандрит Павел (Груздев) любил повторять: «Лас­ковое слово и в мороз согреет».

Когда человек находится в сложном положении, он особен­но нуждается в ласке и внима­нии. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно дает положительный духовный заряд, импульс, который вдох­новляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и ду­ховным подъемом.

Сострадание и соболезнование – вид духовной милостыни, ког­да у человека какая-то беда, мо­жет быть, он потерял дорогого, любимого человека, или страдает от болезни.

Молитва за усопших тоже явля­ется духовной милостыней.

Церковь рекомендует молиться за усопших такими словами «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согре­шения вольная и невольная, и да­руй им Царствие Небесное».

ДВЕ ЛЕПТЫ

Я хотел бы еще раз возвратить­ся к притче о бедной вдове. Бога­тые люди, как говорит Сам Гос­подь, жертвовали от избытка, а бедная женщина положила всего две лепты. Но Господь смотрит не на количество положенного, а на его качество, точнее – на то, с какими чувствами, с каким рас­положением дана жертва. У кого-то сегодня есть возможность дать милостыню в несколько тысяч, и от этого никак не оскудеет его карман, а для нуждающихся лю­дей и десять рублей – суще­ственное пожертвование.

Поэтому, когда человек совер­шает милостыню, он не должен равняться на кого-то. Главное, милостыня должна быть сопря­жена с христианским чувством любви и желанием помочь.

Часто случается сегодня, что богатые люди дают в качестве милостыни или жертвы на храм большие суммы. Но эта жертва – бездуховная, если она не име­ет сопровождения, которое назы­вается любовью, состраданием. Еще хуже, если пожертвованные деньги приобретены путем обма­на. Эти деньги, по сути, своему нынешнему владельцу не при­надлежат – он незаконно ими пользуется. Такая милостыня Господом не принимается.

Есть еще одна закономерность: чем богаче человек, тем он ску­пее, потому что страсть сребро­любия захватывает человека на­столько, что он боится даже ко­пейку потерять, несмотря на то, что у него в банке, возможно, миллионы долларов.

Вопрос о милостыне, братья и сестры, очень не простой. Мило­стыня может быть маленькой, но Богу приятной и людям полез­ной. Она может быть в денежном измерении большой, но ни Богу не приятной, ни людям не полез­ной. Все определяет, с какими чувствами и расположением че­ловек дает милостыню.

***

– Скажите, чем больше христианин творит милостыни, тем лучше он делает для себя и сво­их близких – живых и умер­ших?

– Да. Я уже приводил пример, как одна женщина, провожая крестный ход, который идет из Владивостока, пожертвовала уча­стникам этого хода приличную сумму денег. «Я как будто не им, а себе дала», – сказала она по­том. В действительности, она сама получила даже больше, чем дала, ведь милостыня покрывает множество грехов.

***

– Хотелось бы задать вопрос по поводу духовной милосты­ни. Долгое время я поддержива­ла свою подругу в тяжелые мо­менты ее жизни, но постепенно стала замечать, что сама теряю душевный покой. Когда сил на помощь ей у меня совсем не ос­талось, я стала подавать запис­ки в храм о ее здравии. Однако жизнь ее стала еще тяжелее. Как это можно объяснить?

– Когда вам стало тяже­ло поддерживать вашу подругу, об этом нужно было поговорить со свя­щенником или с опытным в жизни человеком. Как предположение скажу, что ваша подруга, вероятно, выбрала себе ориентиром совершенно не христианс­кие ценности. В этом слу­чае надо просто прекра­тить ей помогать, чтобы не навредить себе. Когда вы придете в себя, и в вашей душе водворится мир, тог­да вы трезво оцените происходящее и сделаете пра­вильный вывод.

***

– Меня назвали в честь моего деда, кото­рый погиб в Великую Отечественную войну, сражаясь с фашистами. Я часто подаю записки за упокой его души в церк­ви, но не знаю, был ли он крещеным. Правильно ли так поступать?

– Если вы не знаете, крещен ваш дед или нет, надо употре­бить максимум усилий, чтобы узнать, был ли он крещен. Если вы не сумеете точно выяснить этого, то можете поминать его в своих домашних молитвах. Мне вспоминается такой случай. Святой Макарий Великий, идя по пустыне, увидел череп умер­шего человека. «Кто ты?» – спросил он. Череп ответил: «Я жрец идола такого-то. Мне очень плохо, я сейчас в аду. Но когда вы, христиане, молитесь, для нас – это отрада и облегче­ние». Заметьте, Макарий Вели­кий не молился за этого жреца, но слова его свидетельствова­ли, что приходят отрада и уте­шение ко всем людям, даже умершим, когда христиане мо­лятся.
Поминать на церковной служ­бе можно только того человека, который сознательно принял Святое Крещение, то есть стал членом Церкви. Это дает воз­можность молиться за него его близким, так же как и другим членам Церкви. На богослужени­ях вы можете услышать призыв священника молитвенно помя­нуть других людей: «И всех пра­вославных христиан». Причем Церковь поминает и живых, и усопших, поэтому молитва цер­ковная очень важна.
Если вы не сможете узнать, был ли крещен ваш дед, то в своей до­машней молитве поминайте его и обязательно старайтесь прово­дить свою жизнь достойно. И ваша молитва, и ваша правед­ность положительно скажутся на загробной жизни дорогого вам че­ловека.
Многое может молитва пра­ведника, – говорит Сам Гос­подь.

***

– Прочитала, что милосты­ня, поданная в женский монас­тырь, ценится в 100 раз больше, чем простое пожертвование в храм. Так ли это?

– Цифры эти не совсем объективные. Но то, что мона­стырь является сердцем Церк­ви, – верно. Есть такое свято­отеческое изречение: «Сердце мира – Церковь, а сердце Цер­кви – монастырь». Если вы по­даете милостыню для обители, конечно, в этом большая польза, ведь туда люди уходят не на какое-то время, а на всю жизнь, чтобы совершать подви­ги поста, труда, молитвы за весь мир. Т.е., подавая жер­тву монастырю, вы помогаете ему, и сами себя при этом пору­чаете молитвам насельников обители.
Но это не значит, что храму не надо жертвовать.
Святые отцы говорят, что милостыня покрывает множество грехов, поэто­му тот, кто чувствует на своей душе какую-то гре­ховную тяжесть, должен стремиться творить милос­тыню – не только матери­альную, но и духовную.

***

– Что нужно делать, чтобы сердцем чувство­вать необходимость мило­стыни?

– Нужно молиться. Чте­ние утренних и вечерних молитв, Евангелия, Псал­тири – обязанность каж­дого христианина. Этим мы очищаем нашу душу, и она становится чувстви­тельной к проявлениям ду­ховного мира.
Помолившись, каждый человек ощущает, что у него появилось светлое на­строение, ему хочется де­лать что-то доброе, полез­ное. Напротив, когда чело­век сделает что-то плохое, он сразу теряет мир в душе и чув­ствует: на сердце у него потем­нело, что-то внутри наруши­лось. И тут надо также прибе­гать к спасительному средству – молитве. Она восстановит мир, и снова в душе будет светло, и мы будем видеть правильный путь.

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).

Фото: Чита.RU


Церковь, Богословие