Хабаровск православный Журнал Крест – символ радости поста

Крест – символ радости поста

Игумен Ефрем (Просянок)

04.03.2010

Продолжается Великий пост, и на предстоящем воскресном Богослужении во всех православных храмах будет полагаться изображение Креста Христова для укрепления постящихся. В связи с этим нынешнее воскресенье называется Неделей Крестопоклонной.

Для каждого из нас Крест Христов вразумительно говорит, что претерпевший мучительнейшую смерть Господь наш Иисус Христос возлюбил нас наибольшей любовью – любовью до положения за нас самой души Своей. И с любовью Господа нашего Иисуса Христа к нам вряд ли может сравниться любовь человеческая, даже самая самоотверженная!

Христос Свою беспредельную любовь к нам доказывает тем, что Он, будучи Истинным Богом, сошел с Неба на землю, стал человеком, вступил в тягостные условия жизни человеческой, претерпел лишения и скорби.

Обыкновенно, по естественному закону, по чувству справедливости и благодарности, на любовь отвечают любовью, любовь одной стороны вызывает любовь стороны другой. Потому и мы на беспредельную любовь к нам Спасителя должны ответить полной, готовой на все жертвы любовью к Нему. Но любим ли мы Господа нашего за Его безграничную любовь к нам?

Ответом на этот вопрос служит наша жизнь, наше поведение. Признаком истинной любви людей к Нему Сам Спаситель поставил исполнение Его заповедей: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня», – говорит Господь (Ин. 14, 21). Поэтому если в нашей жизни осуществляется Закон Христов, если мы исполняем Его заповеди и соблюдаем слово Его, то мы истинно любим Его. Если же мы поступаем вопреки заповедям Христа, то либо совершенно не любим Его, либо любим только на словах…

Вспомним одну из заповедей Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Эта заповедь Христова требует, чтобы мы отказались от своего самолюбия, от всех греховных пристрастий и греховных дел. Она требует также, чтобы мы взяли крест свой, то есть терпеливо и покорно несли тяжелые труды самоисправления и самоусовершенствования, труды, сопряженные с исполнением всех наших обязанностей. Заповедь требует далее, чтобы мы следовали за Христом, то есть, чтобы мы любили учение Христово и Закон Христов и свою жизнь направляли по примеру Его жизни, в духе самоотверженной любви.

Постепенно мы вступаем во вторую половину Великого поста и в очередной раз убеждаемся насколько скоротечно время. Действительно, совсем незаметно идет день за днем. Время сокращается для каждого из нас. Оно сокращается с каждым годом, с каждым месяцем, каждым днем и каждой минутой. Оно сокращается, и это значит, что все меньше остается времени для того, чтобы мы могли совершить те добрые дела, которые еще не успели совершить. Время сокращается, и это значит, что с каждым годом мы должны быть все более внимательными по отношению к самим себе,  друг к другу, к нашей собственной жизни. Время сокращается, и это означает, что с каждым годом все более серьезно мы должны относиться к нашим христианским обязанностям и все более усердно и трепетно приносить перед Богом покаяние. Великий пост – очень подходящее время для того, чтобы задуматься о смысле нашей жизни, самое благоприятное время для покаяния.

Но может возникнуть вопрос:  «А почему мы должны приносить покаяние? В чем нам каяться?» Для того чтобы это понять, мы должны поставить себя перед судом евангельских заповедей Христовых. Мы должны понять, что наша жизнь будет оцениваться на Страшном суде по отношению к этому единственному критерию – к заповедям Христа. И мы должны спросить себя: насколько верно мы соблюдаем эти заповеди? Насколько точно мы следуем Евангелию в нашей повседневной жизни? И получается, что покаяние нужно приносить за те моменты нашей жизни, в которые мы оказывались не на высоте христианского призвания.

В наше время идет много разговоров о необходимости продолжительного поста. Кто-то ссылается на невозможность понести строгих правил поста по состоянию здоровья или в силу тяжелой физической работы. Иногда приходится слышать даже радикальные предложения ограничиться лишь несколькими постными днями в течение всего года. Но мы считаем соблюдение установленной Церковью древней традиции, согласно которой перед великими праздниками существуют определенные приготовительные периоды, традиции абсолютно необходимой. Поэтому христиане, желающие поупражняться в воздержании, очиститься духовно и телесно, не должны пренебрегать постом. Другое дело, что в индивидуальном порядке каждый христианин может для себя решить, насколько строго он может выполнять правила поста.

Если держать строгий пост не позволяет здоровье, то нужно определить ту меру поста, которая будет посильна. Пост установлен для здоровых людей. А для больных людей болезнь сама по себе является постом, потому что, как правило, больному человеку приходится воздерживаться от многих видов пищи и вообще всячески себя ограничивать. Больной человек плохо себя чувствует, и это само по себе испытание и своего рода аскеза. Напряженная учеба, тяжелая работа также налагают много ограничений на человека и к тому же требуют много сил и энергии, которые человек пополняет посредством пищи.

Главное, о чем важно помнить – это то, что конечная цель поста не столько внимание к набору продуктов, сколько повышенное внимание к наполнению своей души. В самом деле, связать язык свой от злословия, воздерживаться от злопамятства, искоренить из себя дух самолюбия, стараться совершить коренной переворот в пользу добра во всем своем существе – все это подвиги трудные в высшей степени.

Будем задумываться о том, что время для нас сокращается, и что с каждым днем становится для нас все меньше возможностей совершать добрые дела и приносить покаяние. Мы не знаем, много ли еще таких Великих постов нам будет отпущено, не знаем, будет ли еще благоприятная возможность начать меняться внутренне. Будем приносить покаяние Господу и просить, чтобы Господь помог нам достойно пройти поприще Великого поста, осознать наши грехи, недостатки и через это покаяние приблизиться к тому Царствию Небесному, которое уготовано для каждого из нас.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 6 марта 2010 года.

Церковь, Богословие