Ошибка выполнения запроса! - Duplicate entry '154880848' for key 'PRIMARY'
Хабаровск Православный | «У всех на устах»
Хабаровск православный Журнал «У всех на устах»

«У всех на устах»

Информационный отдел Хабаровской епархии

25.02.2019

Часто мы слышим или сами произносим известные выражения, значение которых не так просто понять и которые имеют довольно интересную историю своего происхождения. Об этой интересной стороне расхожих выражений мы решили рассказывать в нашей новой рубрике «У всех на устах».

Первым таким выражением стала фраза «козел отпущения», об истории происхождения которой рассказал Савелий Круглов, преподаватель церковной истории, завкафедрой церковно-практических дисциплин Хабаровской духовной семинарии.

- Сейчас мы знаем, что козёл отпущения - это метафора, которая обозначает человека, на которого возложили ответственность за какие-то действия или события, к которым он не имел отношения, или, по крайней мере, не должен был нести за них ответственность. Изначально же, козёл отпущения - это понятие, которое было не просто метафоричным, а вполне себе конкретным религиозным понятием, которое имело большое значение для людей.

Итак, происхождение данного выражения относят к древней ветхозаветной иудейской религии. В эпоху существования Иерусалимского храма у евреев существовала такая традиция: во время праздника, называвшегося Йом-Киппур, который был достаточно значимым событием в жизни иудейского общества, в храм приводили животных для принесения жертвы. Среди этих животных было два козла, и во время жертвоприношения священники по жребию выбирали одного из этих двух козлов. Оставшегося сжигали, приносили в жертву, а тот, который оставался жить, становился тем самым козлом отпущения. Священник ритуально возлагал руки на этого козла, и через это возложение символически на это несчастное животное возлагались все грехи всего израильского народа. Таким образом, этот козёл становился носителем всех грехов всего народа и брал на себя ответственность за то, чего не делал, ответственность за то, в чем он был не повинен. Более того, этого козла выводили в пустыню и там отпускали, чтобы он жил, как хочет, но было понятно, что это приводило к его гибели.

И вот этот козёл, который брал на себя грехи всего еврейского народа, становился своеобразной искупительной жертвой, он как бы вместо еврейского народа, подверженного грехам, приносил расплату за эти самые грехи.

В эпоху христианства козёл отпущения, как религиозное понятие, приобретает совершенно иное значение. Христиане уже под козлом отпущения подразумевают образ, который отсылает ко Христу-Спасителю.

Ибо именно так, в понимании христиан, сам Господь Иисус Христос принял на себя грехи всего мира, грехи всех людей и понес наказание, совершив Свою искупительную жертву уже на Кресте. Таким образом, «козёл отпущения» в христианском понимании содержит нечто благородное, возвышенное, ибо действительно, это есть, по словам Иоанна Крестителя, «Агнец, который берет на себя грехи мира».

Однако, в обиходе мы с вами привыкли совершенно к другому. Мы привыкли обращать внимание именно на внешнее, на поверхностное содержание этого выражения. Наверное, это правильно, если так сложилось в языке. Хотелось бы призвать всех: когда вы будете в следующий раз использовать выражение «козёл отпущения», задумайтесь о том, что человек, на которого вы перекладываете ответственность, не становится таким образом мучеником.

(рубрика выпущена при содействии телестудии "Благовест")


Человек, Общество