Ошибка выполнения запроса! - Duplicate entry '154880848' for key 'PRIMARY'
Хабаровск Православный | Анализ религиозной ситуации в Республике Саха (Якутия)
Хабаровск православный Журнал Анализ религиозной ситуации в Республике Саха (Якутия)

Анализ религиозной ситуации в Республике Саха (Якутия)

Мигалкин А.В.

08.11.2006

1.О религиозной ситуации в Республике Саха (Якутия) в 1991-2006 годах.

Эволюцию изменения религиозной ситуации в Республике Саха (Якутия) в период с 1990 по 2006 годы, на наш взгляд, целесообразно разделить на 4 периода.

Первый период - 1990-1997 годы, со времени принятия законов СССР и РСФСР «О свободе вероисповедания» в 1990 году, до принятия федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года.

В этот период также была принята Конституция Российской Федерации (1993 г.), началась активная деятельность протестантов, католиков и новых религиозных движений на территории республики, создана Якутская и Вилюйская Епархии РПЦ (1993 г.).

Второй период приходится на 1997-2000 годы. В этот период в осуществлялась перерегистрация религиозных организаций созданных до принятия этого закона. Кроме того, в это время произошли алданские события весны 1999 года, продолжалась активная деятельность протестантов, католиков и новых религиозных движений по созданию новых религиозных организаций и групп, привлечению в свои ряда местного населения, наблюдалась активизация деятельности Якутской и Вилюйской Епархии РПЦ, православные приходы были созданы в большинстве улусов (районов) республики, продолжалось активное строительство и реставрация православных культовых сооружений.

Третий период приходится на 2000-2002 годы. В это время в результате объединения религиозных организаций и групп евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской – пятидесятников возникают их централизованные республиканские религиозные организации.

Четвертый период приходится на 2002-2006 годы. Основные события этого периода: смена руководства Якутской епархии РПЦ и активизация её социальной и миссионерской деятельности. В это время происходят качественные изменения в работе протестантских религиозных объединений. Они всё более активно организуют различные социальные проекты, участвуют в организации общероссийских миссионерских компаний пытаются принимать участие в выборах органов власти.

В начале 90-х годов ХХ века решающее внимание на религиозную ситуацию в Республике Саха (Якутия), на наш взгляд, имели два основных фактора. Во-первых, резкое усиление роли религии в жизни общества, во-вторых, усиление интереса к традиционным, культурообразующим религиям. Первый фактор был связан с системным политическим и социально-экономическим кризисом в стране, появлением идеологического вакуума, второй фактор с развитием национального самосознания, поисками духовно-нравственных ориентиров в новом обществе.

В 1993-1997 г. происходит восстановление Якутской и Вилюйской епархии РПЦ. В это же время происходит становление мусульманских, буддийских, иудейских религиозных организации республики на базе соответствующих национальных диаспор, постепенное организационное оформление традиционных религиозных организаций саха. Одновременно на территории республики появляются многочисленные иностранные миссионеры, католики, протестанты, новые религиозные движения, которые создают свои религиозные объединения.

В результате активной деятельности религиозных объединений и острой потребности в духовности и вере уже к 1993 г. доля верующих среди населения республики значительно выросла. Об этом наглядно свидетельствуют данные единовременного выборочного социологического исследования «Особенности религиозного самосознания населения РС(Я)», проведённого Государственным Комитетом по статистике Республики Саха (Якутия), в сентябре-октябре 1993 г. В опросе приняли участие 1018 жителей городов Якутска, Нерюнгри, Мирного и 18 улусов республики.

Во время этого социологического исследования выяснилось, что верующими считали 47% респондентов всех респондентов, 15% атеистами, 11% затруднились определить своё отношение к религии, 25% колебались между верой и неверием. Вместе с тем обращает на себя тот факт, что религиозность в этот период носила поверхностный характер. Так, например, лишь 51% респондентов, считающих себя верующими, верили в Бога.

По данным исследования религиозности городского населения республики в 1997 г. 62% русских и 57% саха считали себя верующими, 19 % русских и 7% саха считали себя атеистами или неверующими.

Благодаря созданию Якутской и Вилюйской епархии в 1993 году позиции РПЦ к 1997 г. в республике значительно укрепились. Так, если на 1 января 1993 г. в РС(Я) было лишь 3 официально зарегистрированных православных прихода, то к 1 января 1998 г. их число увеличилось до __. В это время открылись несколько воскресных православных школ при храмах, был создан женский монастырь в г. Якутске, организован ряд миссионерских экспедиций, организовано массовое крещение жителей республики.

Руководство епархии в этот период предприняло значительные усилия по распространению православия среди саха, был осуществлен перевод религиозной литературы, возрождена традиция богослужений на якутском языке (сентябрь 1997 г.). В результате около 20% крещенных являлись саха, коренными малочисленными народами Севера.

В 1994-1996 годах в городах Якутске и Нерюнгри возникли первые мусульманские религиозные организации. В это время в г. Якутске начинается строительство мечети. Ислам в республике исповедовали практически исключительно представители народов Северного Кавказа, Закавказья, Поволжья, Средней Азии, которые традиционно его исповедовали. Ислам, как показывают данные социологических исследований 1997 г., не привлекал русских и саха. Так, например, 83% саха и 79% русских оценили социальную дистанцию в отношении мусульман как «далеко» и «очень далеко».

Это было связано, на наш взгляд, не только с культурными традициями русских и саха, но и растущей деловой активностью представителей мусульманских народов,  определённым влиянием негативного образа мусульман и кавказцев целенаправленно формируемого многими российскими СМИ, событиями в Чечне.

В 1990-1997 года возникают и начинают активно действовать представители нетрадиционных религий, протестанты, католики, новые религиозные движения. Финансирование и руководство этих организаций осуществлялось из Западной Европы и США. На начальном этапе они активно использовали различные диаспоры этнических меньшинств и их национально-культурные объединения. Так, например, укоренение католиков в республике тесно связано с деятельностью польской диаспоры, общества «Полония», лютеране активно сотрудничали с финской диаспорой, новоапостольцы с немецкой диаспорой, баптисты и пятидесятники с украинской диаспорой.

В целом в период с 1990 по 1997 г. происходит укрепление позиций РПЦ, возникают религиозные организации старообрядцев, мусульман, буддистов, иудеев, появляются  нетрадиционные религиозные объединения.

В ознаменование особого положения Якутской епархии и в связи с успехами в миссионерской деятельности в феврале 2000 г. епископ Герман был возведён в сан архиепископа.

В этот период заслуживают внимание попытки определенных кругов опереться в рыночной борьбе на настороженное отношение жителей республики к мигрантам с Кавказа и Средней Азии. Группа предпринимателей, вытесняемых с рынка, через СМИ безуспешно пыталась испугать общественность республики «исламской экономической и культурной экспансией», обращая внимание якутян на рост количества и влиятельности мусульман в г. Якутске«».

Второй характерной чертой этого периода является повышение конфликтности некоторых религиозных организаций. Наиболее яркими и симптоматичными происшествиями оказались столкновения верующих с государством весной и летом 1999 г.

В первом случае религиозная группа «Христиан Веры евангельской-пятидесятников» из Алданского улуса захватила здание администрации г. Алдан и в ультимативной форме потребовала выплаты задолженности по заработной плате. Начавшись как экономический, конфликт вскоре приобрел черты религиозного – верующие потребовали себя расстрелять, чтобы принять мученическую смерть, т.к. отказываются жить в погрязшем в грехе мире. В ходе расследования вскрылись постоянные нарушения российского законодательства вплоть до убийства ребенка по морально-религиозным мотивам. Руководитель и четверо членов понесли уголовные наказания, а все остальные лишены родительских прав.

Летом 2000 года в п. Чернышевском Мирнинского улуса верующие, представляющие религиозную группу Совета Объединенных Церквей Евангельских христиан-баптистов, спровоцировали поселковую администрацию на конфликт, получивший широкую огласку среди единоверцев за пределами РС(Я) Без какого-либо согласования они попытались организовать массовые религиозные мероприятия, за что и были задержаны органами милиции.

К концу 2000 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) было зарегистрировано 98 религиозных организаций. Из них 75 организаций были зарегистрированы до принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и должны были перерегистрироваться. Перерегистрацию прошли 60 религиозных организаций. 15 религиозных организаций перерегистрацию в соответствии с требованиями ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. не прошли и были ликвидированы.

Динамика изменения численности религиозных организаций и групп в Республике Саха (Якутия) в период с 2001 по 2006 гг

Конфессии

2001

2002

2003

2004

2005

2006 

Русская Православная церковь (Московский Патриархат)

44(2)

49(3)

50(4)

52(6)

54(5)

54 (3)

Русская старообрядческая Православная церковь

1

1

1

1

1

2 (1)

Русская Древнеправославная  Церковь

1

1

1

1

1

1

Русская Православная Церковь за границей

1

1

1

1

1

1

Римско-католическая церковь

4

5

5

5

7(2)

7 (2)

Ислам

3

4(2)

4(2)

4(1)

6(3)

7 (4)

Буддизм

2(1)

2(1)

2(1)

4(2)

4(2)

4 (2)

Иудаизм ортодоксальный

1

1

1

1

1

1

Евангельские христиане (баптисты)

25(13)

39(16)

40(17)

52(29)

64(39)

78 (52)

Христиане веры евангельской – пятидесятники

6(2)

7(1)

8(1)

11(5)

17(12)

21 (15)

Адвентисты Седьмого Дня

5(1)

7(3)

9(5)

9(5)

12(8)

13 (9)

Новоапостольская церковь

2

2

2

4(1)

4(1)

9 (6)

Свидетели Иеговы

8(5)

14(10)

15(12)

21(18)

21(18)

22 (19)

Другие новые религиозные движения

4(2)

5(3)

5(3)

6(4)

22(20)

27 (25)

Итого

109(26)

138(39)

144(45)

172(71)

219(112)

246 (138)

Данные на 2001-2005 годы на 1 января, в скобках указана численность религиозных групп.

Резкое увеличение численности религиозных групп в период с 1 января 2001 г. по 1 января 2006 г., почти в 5 с лишним раз, с 26 до 138, связано, в первую очередь, с улучшением системы их учёта, появлением и активной работ улусных (районных) Комиссий по вопросам религиозных объединений. Этот рост также отчасти объясняется активизацией миссионерской деятельности религиозных организаций протестантов, католиков, новых религиозных движений, созданием ими новых структурных подразделений в виде незарегистрированных религиозных групп в ранее неохваченных ими населённых пунктах республики.

О численности верующих, их конфессиональной принадлежности нет полной и точной информации. Это связано с тем, что, во-первых, в законодательстве регулирующем деятельность религиозных объединений не предусмотрено обязательное фиксированное членство в них, во-вторых, представители многих конфессий, в первую очередь, традиционных (православия, якутских верований, ислама, буддизма) не имеют фиксированного членства, в-третьих, представители тех нетрадиционных религиозных организаций, которые имеют фиксированное членство скрывают эти данные от представителей органов власти.

Помимо алданского инцидента весны 1999 г. можно несколько противравных действий религиозных объединений.

В 1999 году в результате отказа от переливания крови члена религиозной организации Свидетелей Иеговы умер 1 ребёнок.

В 2000 г. во время расследования  дела об убийстве сестёр Соловьёвых, которое по сценарию и исполнению напоминало ритуальное убийство, выяснилось, что одна из девушек-убийц, увлекалась сатанизмом.

Было также отмечено несколько фактов осквернения православных церквей сатанистами. В частности, в 2001 и 2003 г. несколько раз была осквернена Преображенская церковь г.Якутска.

В 1999 году несанкционированное массовое выступление с проповедью и песнопениями перед зданием администрации п.Чернышевский Мирнинского улуса группой евангельских христиан – инициативников с участием 2-х граждан ФРГ, в 2000 году конфликт с той же группой в связи с якобы незаконной проверкой паспортного режима сотрудниками милиции весной 2000г., конфликт в Анабарском улусе в 2003 году. , в г. Мирном в 2005 году, Усть-Майском улусе в 2006 г.

Открытый конфликт с государством позволяет руководителям подобных объединений проводить пропагандистскую кампанию о «притеснении и ущемлении прав верующих». Тем самым они стремятся привлечь внимание СМИ, широкой общественности для увеличения рядов своих последователей.

Первые 5 религиозных организаций протестантов, католиков и новых религиозных движений были зарегистрированы Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) в 1992 году. До этого в конце 80-х-начале 90-х годов ХХ века на территории ряда городов и промышленных районов действовали незарегистрированные религиозные группы евангельских христиан (баптистов), христиан веры евангельской (пятидесятников), католиков, некоторых новых религиозных движений.

С начала 1990-х гг. представители этих религиозных объединений начали создавать молодежные клубы, спортивные секции, кружки по интересам, театральные студии, внедрять своих людей в образовательные и научные учреждения. Во время ознакомительных встреч, лекций представители этих религиозных объединений отбирали людей, как правило, молодых для последующей работы в своей организации. Наиболее способные к миссионерской деятельности направлялись на учёбу, краткосрочные библейские курсы, получали звание пастора и начинали миссинерскую деятельностью используя свои связи и знакомства среди местного населения.

Количество членов этих религиозных организаций и групп, как правило, составляет от 3 до 40 человек в улусах (районах). В г.Якутске на 2004 г., по данным журналиста газеты «Якутск вечерний» И. Романова, которые организовал журналистское расследование деятельности деструктивных культов, сект в г. Якутске, численность членов религиозной группы “Свидетелей Иеговы” – 80 человек, религиозной организации “Церкви Объединения” – около 40 человек, одной из религиозной организации “неопятидесятников” – около 60 человек, религиозной группы “Церковь Сайентологии” – до 40 человек. В основном это были молодые люди, нередко несовершеннолетние.

Они создавали свои опорные пункты в наиболее густонаселённых, стратегически важных и наиболее богатых природными ископаемыми районах республики, где сконцентрирована большая часть населения, развита транспортная инфраструктура, сосредоточена промышленность. Они активно налаживают контакты с представителями органов власти, средств массовой информации, образовательных, научных, лечебных учреждений, общественных организаций. Таким образом, они расширяли сферы своего влияния, рекламировали себя и организовали вербовку людей в свои организации. Например, экспансия католиков началась с золотодобывающего Алданского района, затем распространилась на два крупнейших города республики, Якутск и Нерюнгри. Пятидесятники, имеющие руководящий центр в США, создали и зарегистрировали свою религиозную организации в городе Якутске, а затем продолжили свою деятельность в центре алмазодобычи, Мирнинском районе, который, кстати, занимает третье место по численности населения после Якутска и Нерюнгринского района. Бахаи, имеющие свой мировой центр в Израиле, городе Хайфа, начали свою деятельность в Якутске и Нерюнгри. Представители неопятидесятнической харизматической церкви «Слово жизни» с центром в Швеции, в г. Упсала создали и зарегистрировали религиозную организацию в Якутске, а затем начали интенсивно осваивать промышленный Томпонский улус. Адвентисты Седьмого дня, имеющие всемирный центр в США создали и зарегистрировали религиозные организации в гг. Якутске, Мирном и Нерюнгри.

Значительное внимание представители нетрадиционных религиозных объединений уделяли работе с заключёнными.

Деятельность современных нетрадиционных религиозных объединений, по сути, направлена на раскол её населения по религиозному признаку. При этом их установки и действия фактически совпадают с планами и действиями по реализации религиозной политики германских нацистов в годы Великой Отечественной войны.

Не случайно известный российский религиовед, заведующий кафедры религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Н.А.Трофимчук отмечал особую роль религии в геополитической экспансии западных стран в России в 90-х годах ХХ в.

Системный социально-экономический кризис 80-90-х годов ХХ века, который привёл к резкому ухудшению материального положения граждан республики, появление чувства неуверенности в завтрашнем дне.

В этих условиях популярность протестантизма, новых религиозных течений была обеспечена организацией детских и молодежных центров, лагерей отдыха для детей, благотворительными акциями и т.д. Причем, зачастую, религиозная пропаганда среди детей и подростков осуществлялась ими скрытно, в тайне от родителей, или сопровождалась введением их в заблуждение неполной информацией о названии, истории и целях своей религиозной организации.

Их успех объясняется также умелым использованием благотворительности, отработанных методов психологического воздействия и религиозной неграмотностью населения. Например, представители Новоапостольской церкви предлагали всем новым членам организацию гуманитарную помощь из-за рубежа, посылки с обувью или одеждой, католики из ордена салезианцев предоставляли своим последователям возможность отдыха в католических молодежных и детских лагерях Польши, муниты предлагали помощь в поиске супругов из числа иностранцев.

К тому же в 90-е гг. ХХ в. средства массовой информации Якутии редко давали критические материалы по деструктивным культам. Этот феномен также объясняется слабостью традиционных религий, тем, что роль верующих в них сводится к пассивному участию в богослужении и соблюдению обрядов из-за наличия жестких уставов и предписаний. Это воспринимается как препятствие к самовыражению и духовным поискам. Немаловажно и то, что большинство действующих в России нетрадиционных религий предлагают проекты радикального переустройства мира “здесь и сейчас”, что привлекает наших сограждан стремящихся в силу сложившегося менталитета к быстрому достижению сиюминутных результатов.

В 1998г. Республику Саха (Якутия) посетили 30 иностранных миссионеров, в 2000г.-71. В 2004 г. республику посетили 20 иностранных миссионеров. В период с 2000 по 2005 годы нашу республику в общей сложности посетили более 200 иностранных миссионеров. Если учесть, что многие иностранные миссионеры не афишируют свои основные занятия и приезжают под видом простых туристов, бизнесменов, журналистов, учёных, то их реальное число значительно больше. В настоящее время, на территории Республики Саха (Якутия) находятся 26 иностранных миссионеров (США – 9,  Бразилия –1, Германия – 3, ЮАР –1, Украина – 5, Молдова –3, Словакия –4).  Из них в городе Якутске - 19, в Алданском районе -3, в Среднеколымском районе - 1, в Мирнинском районе –1, в Намском районе - 2. 20 иностранных миссионеров приглашены Ассоциацией евангельских христиан (баптистов) Якутии, 4-католическим обществом Салезианцев дона Боско, 2-религиозной организацией христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни».

В религиозных объединениях протестантов, католиков, новых религиозных движений активно занимаются миссионерской деятельностью на начало 2006 г. на территории республики более 200 миссионеров из числа граждан РФ и 26 иностранных миссионеров. В основном это протестантские миссионеры. Для сравнения, численность священнослужителей Якутской епархии РПЦ на 1 января 2006 г. составляла лишь 21 человек. Это объясняется, во-первых, упрощённой системой подготовки кадров у протестантских конфессий на краткосрочных библейских курсах, во-вторых, сложной и длительной процедурой получения сана священника в РПЦ и длительностью обучения в православных учебных заведениях.

Некоторые иностранные миссионеры под видом религиозной деятельности занимаются сбором разведывательной информации. Так, например, в марте 1999 году по информации службы общественных связей УФСБ по РС(Я) в Нижнеколымском улусе был задержан американский миссионер Тимоти Брюс Харрисон в связи фактом незаконного ввоза и использования навигационной аппаратуры GPS для сбора секретной информации. Т.Б.Харрисон был приглашён в республику евангельскими христианами (баптистами).

Это связано с тем, что из-за снятия запрета на использование миссионеров в качестве разведагентуры в начале 80-х гг. ХХ века американским Сенатом разведслужбы США активно используют в своей разведывательной деятельности религиозных миссионеров из США, Канады и Южной Кореи действующих на территории России.

Имеются факты негативного влияния иностранных миссионеров на физическое и психическое здоровье граждан республики. В частности, в 2005-2006 г. в Департамент неоднократно поступали обращения с жалобами на деятельность американского миссионера Д.М.Ваншаемелхоута. Жители Среднеколымска считают, что под влиянием этого миссионера в селе отмечены несколько фактов самоубийства молодых людей, посещавших его занятия.

С 20 декабря 1998 г. по 20 февраля 1999 г. баптистами была организована миссионерская экспедиция по республике с посещением более 30 новых церквей евангельских христиан в рамках общероссийской акции «Добрая весть».

В 2003-2005 годах значительно активизировалась деятельность протестантских религиозных организаций на территории республики. Это связано с созданием в 2003 году Российского евангельского альянса и Консультативного совета глав протестантских церквей России в феврале 2004 года.

В Российский евангельский альянс вошли представители баптисткой, пятидесятнической, лютеранской и объединённой методистской церквей. В Консультативный совет глав протестантских церквей России вошли Российский союз евангельских христиан-баптистов, Западно-Российский союз Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Союз христиан веры евангельской и Российский объединённый союз христиан веры евангельской.

Ключевую роль в этих организациях играет руководитель Российского Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) В.В.Ряховский, который является членом Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ, членом Общественной Палаты РФ. Руководители протестантских организаций России, которые вошли в эти организации не скрывают того, что основная цель их создания лоббирование своих интересов во властных структурах, активное участие в общественно-политической жизни страны. К тому же, эти объединительные тенденции всемерно поддерживаются американскими и европейскими протестантскими церквями, которые оказывают значительную финансовую и методическую помощь своим единоверцам.

С декабря 2003 по июль 2004 г. года организациями евангельских христиан- баптистов на территории России проводилась миссионерская экспедиция «Евангелие народам России». Маршруты экспедиции, в состав которой входят 15 человек, граждан Российской Федерации, посетили более 10 улусов (районов) Республики Саха (Якутия).

На уровне республике отмечено объединение большинства религиозных организаций и групп евангельских христиан (баптистов) в Ассоциацию церквей евангельских христиан Якутии (АЦЕХ) под руководством пастора М.П.Трубчика, христиан веры евангельской (пятидесятников) в Союз церквей христиан веры евангельской Якутии под руководством пастора В.В.Федосеенко.

В 2006 г. протестантами планируется проведение очередного этапа евангелизационного медиапроекта «Надежда есть».

Имеются факты нарушения протестантами законодательства в сфере образования. Так, например, 24 августа 2005 г. в Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) поступила информация о факте запрета членами религиозной группы евангельских христиан баптистов на обучение своих детей в средней школе в п. Зырянка Верхне-Колымского района.

Некоторые религиозные организации проводят работу по воспитанию негативного отношению своих последователей к службе в армии. Так, например, в 2005 религиозной группы евангельских христиан баптистов, входящих в состав  Международного Совета церквей евангельских христиан г. Ленска был спровоцирован скандал, дошедший до судебного разбирательства. Он был связан с отказом члена этой группы К.Г.Охотникова соблюдать требования ФЗ «Об альтернативной государственной службе». В 2004 году похожий случай произошёл в г. Удачный Мирнинского района.

Остаются нерешёнными вопросы по движимому и недвижимому имуществу, земельным участкам, строящихся, реконструирующихся, законсервированных, переданных в аренду зданий религиозных объединений.

Новой серьезной проблемой является стремление протестантов и иных нетрадиционных религиозных организаций принимать косвенное участие в выборах различного уровня. Так, например, по данным правоохранительных органов республики они планировали участвовать в лоббировании своих кандидатов на муниципальных выборах октября 2005 г.

В ряде субъектов РФ, в частности и на Дальнем Востоке такие факты отмечались в 2003-2004 годах. Такая практика хорошо отработана и активно применяется протестантами и в других странах СНГ. Последний наиболее яркий пример, победа на выборах мэра г. Киева представителя скандально известной Церкви Посольства Божьей участием в «оранжевой революции» на Украине в 2004 году Леонида Черновецкого.

Более 70 религиозных объединений протестантов и новых религиозных движений отнесены экспертами к числу деструктивных культов, сект. По данным Центра помощи жертвам деструктивных культов и нетрадиционных религий г. Якутска в период с 2001 по 2005 годы от их деятельности только в г. Якутске пострадало более 500 человек. Если учесть, что подавляющее большинство пострадавших от деятельности деструктивных культов избегают огласки, слабую информированность и занятость правоохранительных органов, отсутствие аналогичных центров в других населённых пунктах, реальное число этих людей по всей республике значительно больше.

На первых порах они уделяли особое внимание работе с образовательными учреждениями и молодёжью. Практически все они вначале старались привлечь в свои ряды преподавателей и студентов Якутского государственного университета, других высших и средних специальных заведений республики, учителей школ. Это было связано, в первую очередь, с пониманием роли системы образования в жизни современного общества. Свидетели Иеговы, муновцы создали свои первые религиозные объединения среди преподавателей и студентов ЯГУ. Муновцы, неопятидесятники, харизматы из «Движения веры», различные организации оккультистов организовывали семинары, курсы, встречи для преподавателей вузов, ссузов, школ г. Якутска. Причём, они, как правило, скрывали свою конфессиональную принадлежность, выдавая себя или за представителей различных молодёжных, женских организаций, как муновцы, или за кружки любителей Библейского чтения, как неопятидесятники, или за специалистов по валеологии, пропагандистов здорового образа жизни, знатоков восточной культуры, как оккультисты. Во время этих занятий, встреч они раздавали свою литературу и добивались внедрения своих учебных программ в программы образовательных учреждений республики. И все они говорили о необходимости воспитания нравственности, высших ценностях, Боге, любви. Всё это, в сочетании религиозной безграмотностью жителей республики, приводило в 90-х годах ХХ в., к беспрепятственному проникновению и распространению деструктивных культов.

В 2003-2005 годах на территории республики под видом образовательных курсов активно действовала финансово-пирамидальная психологическая квазисекта «Аватар». Через курсы организованные этой организацией прошли более 1500 жителей республики. Между тем методики, имеющие американское происхождение, применяемые этой организацией привели к гибели и самоубийствам многих жителей США и сопровождались скандальными судебными процессами. Эта организация отнесена к числу деструктивных культов негативно влияющих на психику людей целым рядом авторитетных экспертов.

По данным Федеральной Регистрационной службой РФ по РС(Я) на 25.01.2006 г. на территории республики действуют 108 религиозных организаций. Из них 48 имеют зарубежные центры. В их числе 25 организаций евангельских христиан-баптистов, 6 организаций христиан веры евангельской (пятидесятников), 5 организации католиков, 4 организации адвентистов 7 дня, 3 организации новоапостольцев, 3 организации Свидетелей Иеговы, 1 организация Церкви объединения Муна, 1 организация бахаи.

По данным улусных (районных) Комиссий по вопросам религиозных объединений в республике всего действуют 184 религиозных групп имеющих зарубежные центры. В их числе 52 группа евангельских христиан-баптистов, 25 групп относящихся к числу различных новых религиозных движений, 19 групп Свидетелей Иеговы, 15 групп христиан веры евангельской (пятидесятников), 9 групп адвентистов 7 дня, 4 группы бахаи, 2 группы сатанистов, 1 группа церкви саентологии, 1 группа адвентистов 7 дня, 2 групп католиков, 6 групп новоапостольцев.

Таким образом, в республике действует в общей сложности 245 религиозных объединения, из которых 184, или 75% всего массива конфессий представляют католиков, протестантов и новых религиозных движений, которые имеют центры за рубежом.

Если учесть, что в начале 90-х годов на территории республики действовали лишь 5 организаций евангельских христиан-баптистов, то их численность за 14 лет увеличилась в 36 с лишним раз.

Основная часть религиозных объединений сконцентрирована в крупных городах республики и промышленных районах. Так, например, в городе Якутск отмечена деятельность 45 религиозных объединений, в Алданском районе–23, в Нерюнгринском районе – 19 , Мирнинском районе – 38, Ленском – 12.

В 2003-2004 году значительно активизировалась деятельность протестантских религиозных организаций на территории республики. Это связано с созданием в 2003 году Российского евангельского альянса и Консультативного совета глав протестантских церквей России в феврале 2004 года. В Российский евангельский альянс вошли представители баптисткой, пятидесятнической, лютеранской и объединённой методистской церквей. В Консультативный совет глав протестантских церквей России вошли Российский союз евангельских христиан-баптистов, Западно-Российский союз Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Союз христиан веры евангельской и Российский объединённый союз христиан веры евангельской.

В конце 2003 года была организована попытка реализации общероссийского медиапроекта «Надежда есть» протестантских конфессий России на республиканском телевидении и радио.

С 27 февраля 2004 г. по 9 апреля 2004 г. республику посетила миссионерская экспедиция «Евангелие народам России», организованная евангельскими христианами- баптистами.

Остро стоит проблема усиления влияния протестантов, католиков, новых религиозных движений на детей и молодежь республики.

Под эгидой религиозной организации «Ассоциация Церквей Евангельских христиан» функционируют воскресные библейские школы в городах Якутск и Нерюнгри, где ведется обучение детей в возрасте от 5 до 14 лет (10 и 50 человек соответственно) основам Библии, разъяснение заповедей и священных писаний. Дети, в большинстве случаев, воскресные школы посещают под влиянием своих родителей или родственников, являющихся прихожанами АЦЕХ.

В летнее время в школьном лагере, расположенном близ г. Ленска, АЦЕХ организует летние детские христианские лагеря отдыха и отдыха, где отдыхают дети из гг. Мирного, Ленска, п. Чернышевский и совхоза «Нового». Миссионеры проводят для детей различные игры религиозного характер, на собраниях разбирают главы Евангелие от Марка, учат стихи и песни из Библии, проходят крещение.

На территории спортивной базы отдыха «Олимпиец» (г. Томмот) АЦЕХ создан христианский лагерь отдыха «Радость», где ежегодно в летнее время отдыхают 80-90 детей.

Руководство АЦЕХ в г. Якутске ежегодно набираются слушатели из числа приверженцев указанного религиозного культа со всей территории Якутии, которых АЦЕХ направляет для обучения в Библейские и христианские учебные заведения центральных городов России.

Ассоциация Церквей евангельских христиан проводит процедуру создания и регистрации Христианской миссии «Спасение» в г. Якутске по работе с осужденными и освободившимися из мест лишения свободы. По данным УИН МЮ РФ по РС(Я) в ЯД 40/6 духовно – нравственным воспитанием осужденных занимается пастор Федосеенко В.В., представитель церкви христиан веры евангельской «Слово жизни», имеющей скандальную известность и отнесённой к числу деструктивных религиозных организаций, сект целым рядом авторитетных экспертов. 20 июля 2005 года в колонии строгого режима п. Мохсоголлох Хангаласского улуса прошла первая Спартакиада осужденных. Спонсорскую помощь организаторам оказала церковь евангельских христиан (пастор тюремного служения «Спасение» Александр Якушенко из Владивостока.) Они же выступили перед осужденными с концертом скрипичной музыки (Чжан Чжи Сун и Чжан Чжи Хе из Южной Кореи). Интерес протестантов к осуждённым объясняется тем, что бывшие заключённые пользуются авторитетом у значительной части молодёжи и способны вовлечь новых адептов в их организации.

24 августа 2005 г. в Департамент поступила информация о факте нарушении группой баптистов закона об образовании в п. Зырянка Верхне-Колымского района. Руководитель группы запрещает детям сектантов обучение в школе.

Деятельность католиков в республике проводится по линии католического ордена «Общества Салезианцев Дона Босо» (ОСДБ). В г. Якутске ведется строительство католической церкви костела в г. Якутске (ввод к июлю 2006 г). В республике действую 4 католических священника, граждан Словакии. 1 часовня (канадский домик) в г. Якутске, настоятель Андрей Порубчин, 1 часовня  каменная в г. Алдане, настоятель Йозеф Туд

Из них в Алдане 2 священнослужителя; в Якутске – 2 священнослужителя. Кроме того, в г. Якутске «Обществом Салезианцев Дона Боско» Римско – католической церкви построен Дом молодежи. В нем имеются костел, библиотека и читальный зал, классы для обучения девочек и мальчиков, класс информатики, игровой зал. Ежедневно Дом посещают до 50 детей и подростков, в выходные дни – около 150 подростков. Дом молодежи активно сотрудничает с администрацией средней школы №7 г. Якутска, Детского дома г. Якутска и школы-интерната №28 г.Якутска. В воскресенье проводится религиозные богослужения. В Алданском улусе ежегодно летом действует Христианский детский туристический лагерь Общества салезианцев Дона Баско, расположенный около реки Алдан рядом с садовыми участками «Тобук», где отдыхают 20-30 детей. Сейчас идет реорганизация, переподчинение из г. Новосибирска, в г. Иркутск. Епископ Иркутский Кирилл Климович.

Новоапостольская церковь на территории республики представлена общиной Новоапостольской церкви г. Якутска и местными религиозными организациями в гг. Мирный, Нерюнгри, Алдан. В г. Нерюнгри имеется воскресная школа (до 30 детей). В г. Якутске действует молодежный кружок, который посещают около 15-20 молодых людей от школьного до студенческого возраста. У нас в республике у них 10 священнослужителей, 4 священнослужителя в г. Якутске, 1 в г. Мирном, 4 в г. Нерюнгри, 1 в п. Сангары. Новоапостольцы имеют 2 каменные церкви в гг. Якутске, Нерюнгри, 1 молитвенный дом в Сангарах.

Апостольский округ - в г. Хабаровске, российский центр - в Москве, мировой центр в г. Дортмунде (Германия).

Многие религиозные организации проводят работу по воспитанию негативного отношению своих последователей к службе в армии. Так, например, в Ленском районе был зафиксирован факт отказа от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по религиозным убеждениям, дошедший до судебного разбирательства. В своем заявлении от 17 апреля 2005 г. в адрес председателя призывной комиссии г. Ленска Охотников Константин Геннадьевич, который является членом общины евангельских христиан-баптистов г. Ленска, указывал, что несение военной службы противоречит его религиозным убеждениям и просил направить его на альтернативную гражданскую службу. В 2004 году член религиозной организации «Свидетелей Иеговы» г. Удачный Мирнинского района также изъявил желание прохождения альтернативной гражданской службы.

Отмечается ряд настораживающих негативных тенденций, среди которых - использование разнообразных форм работы миссионеров, знакомых с методикой психологического воздействия на слушателей, уклонение миссионеров от контроля над их деятельностью, привлечение малолетних детей к религиозной деятельности, приобретение миссионерами недвижимости через подставных лиц в селах и районах нашего края.

Одно из самых опасных и постоянных нарушений со стороны так называемых новых религий - нарушение принципа добровольности, когда вовлекается ребенок в религиозную деятельность без письменного на то согласия обоих родителей.

Негативные последствия вовлечения в религиозные организации и группы протестантов, католиков, новых религиозных движений связаны со следующими факторами:

1.Создание групп влияния для внедрения в массовое сознание западных культурных и религиозных ценностей и установок;

2.Организацией сбора иностранными разведками информации социально – политического и экономического характера о республике, о наиболее видных политических и общественных деятелях;

3.Лоббированием интересов организации во властных структурах, продвижение на ключевые посты своих сторонников;

4.Негативным влиянием на психическое здоровье из-за применения методов контроля сознания, нейролингвистического программирования;

5.Финансовые потери;

6.Разрыв отношения адептов группы с близкими и родными.

 

2.О деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере взаимодействия с религиозными объединениями.

Эволюция государственно-конфессиональной политики Республики Саха (Якутия), учитывая изменения в религиозной ситуации в Республике Саха (Якутия) в период с 1990 по 2006 годы, на наш взгляд, чётко делится на 4 периода.

Первый период - 1990-1997 годы. Второй период- 1997-2000 годы. Третий период-2000-2002 годы. Четвертый период-2002-2006 годы.

Первый период - 1990-1997 годы, со времени принятия законов СССР и РСФСР «О свободе вероисповедания» в 1990 году, до принятия федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года.

В этот период была принята Конституция Российской Федерации (1993 г.).

Второй период приходится на 1997-2000 годы, со времени принятия ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. и до утверждения новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации 10 января 2000 года и принятия постановления Правительства РС(Я) «О религиозной ситуации» 12 февраля 2000 года. В это время руководство республики, отойдя от политики невмешательства первой половины 90-х гг., заняло достаточно четкую позицию по ограничению влияния нетрадиционных религиозных объединений. При этом оно поддерживало ровные. доброжелательные отношения с мусульманской и буддистскими общинами и ведет активное сотрудничество с РПЦ.

В этот период в целях реализации ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года, была создана Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Саха (Якутия) (1998 г.), организованы совещания по религиозной ситуации с участием руководителей республики, осуществлялась перерегистрация религиозных организаций созданных до принятия этого закона. Кроме того, в это время произошли алданские события весны 1999 года.

Третий период приходится на 2000-2002 годы, с утверждения новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации 10 января 2000 года, принятия постановления Правительства РС(Я) «О религиозной ситуации» 12 февраля 2000 года и до реорганизации органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и выборов органов местного самоуправления в 2002 г.

В этот период наблюдается активизация работы Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Саха (Якутия), создаются Комиссии по вопросам религиозных объединений при улусных (районных) администрациях, организуются республиканские мероприятия, посвящённые 2000-летию христианства, обучающие курсы для государственных служащих ответственных за взаимодействие с религиозными объединениями, происходит систематизация работы по сбору и анализу информации о деятельности религиозных объединений действующих на территории республики, освещению религиозной ситуации в средствах массовой информации.

Четвертый период приходится на 2002-2006 годы. Он начинается с реорганизации органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и выборов органов местного самоуправления в 2002 г. и продолжается по настоящее время.

Основные события этого периода: создание и организация работы Комиссии по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия), Комиссий по вопросам религиозных объединений при администрациях улусных (районных) муниципальных образований республики.

Новый, четвёртый этап развития государственно-конфессиональных отношений в Республике Саха (Якутия) начинается в 2002 году. Он связан с изменением структуры органов исполнительной власти республики в 2002 г. и созданием органов местного самоуправления в городах и улусах республики. В 2002 году ставка ответственного секретаря Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Саха (Якутия) была передана в Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС(Я), орган исполнительной власти, ответственный за взаимодействие с религиозными объединениями республики.

28 ноября 2002 г. при Управлении Министерства юстиции РФ по РС (Я), была создана рабочая группа по реализации ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” 2002 г., контроля за реализацией ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. из числа представителей Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по РС (Я), Управления Федеральной налоговой службы по РС (Я), Министерства внутренних дел РС (Я), Министерства внешних связей РС (Я), Департамента по печати и средств массовой информации РС (Я), Департамента по делам народов и федеративным отношениям РС (Я).

Членами рабочей группы в 2002-2004 годах было проведено 32 проверок соблюдения религиозными организациями уставов относительно целей и порядка деятельности. По результатам проверок их руководителям были вынесены замечания, сроки устранения которых были поставлен под жёсткий контроль.

В апреле 2003 г. Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Саха (Якутия) была реорганизована в Комиссию по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия). Был изменён состав членов Комиссии, разработано и утверждено новое Положение о Комиссии.

Председателем Комиссии был назначен первый заместитель руководителя Администрации Президента и Правительства РС(Я) А.А.Пахомов, курирующий политические вопросы. Заместителем председателя Комиссии был назначен руководитель Департамента по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) А.В.Мигалкин, ответственным секретарём Комиссии осталась Руфова Т.С.

19 мая 2003 г. состоялось первое заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия). В соответствии с решениями этого заседания администрациям муниципальных образований республики было рекомендовано создать свои Комиссии по вопросам религиозных объединений на основе разработанных Департаментом по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) типовых положениях. Кроме того, заинтересованным министерствам и ведомствам было поручено назначить в своих организациях ответственных за взаимодействие с религиозными объединениями, разработать и принять ведомственные нормативно-правовые акты в пределах в своей компетенции, направленные на упорядочение государственно-конфессиональных отношений.

В период с 2003 по 2006 годы было проведено в общей сложности 6 заседаний Комиссии по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия). В 2003-2004 годах были созданы и начали активно работать 32 улусные (районные) Комиссии по вопросам религиозных объединений при администрациях муниципальных образований.

В соответствии с решениями Комиссии по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия) в 2003-2004 годах во всех заинтересованных республиканских министерствах и ведомствах, территориальных управлениях федеральных министерств и ведомств были подготовлены и приняты нормативные документы, регулирующие деятельность религиозных объединений в сфере своей компетенции, назначены ответственные за взаимодействие с религиозными объединениями.

В 2003-2006 годах особое внимание продолжало уделяться обучения государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы взаимодействия с религиозными объединениями. В это время продолжали проводиться выездные обучающих семинаров-совещаний по вопросам государственно-конфессиональных отношений в улусах (районах) республики.

Такие семинары состоялись, например, в г. Ленске, с 12 по 18 сентября 2003 г., в г.Мирном 10 декабря 2003 г.

19-21 апреля 2004 г. в г.Якутске в Институте управления при Президенте Республики Саха (Якутия) были организованы вторые республиканские курсы по теме «Государственно-конфессиональные отношения в России: история и современность» для государственных и муниципальных служащих, ответственных за взаимодействие с религиозными объединениями, представителей республиканских СМИ и общественных организаций. Курсы посетили 45 слушателей из 22 муниципальных образований республики. В рамках семинара состоялся «Круглый стол» по теме: «Современное состояние и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений в РС(Я)», организовано посещение культовых сооружений г.Якутска. К этим курсам Департаментом был подготовлен и издан сборник нормативно-правовых документов регулирующих деятельность религиозных объединений в 2 частях.

В 2002-2006 годах Департаментом по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) продолжала осуществляться работа по сбору и анализу информации о религиозной ситуации в Российской Федерации и РС(Я), особенностях вероучения, деятельности религиозных объединений действующих на территории республики.

В 2002-2006 годах продолжалась активная работа с республиканскими средствами массовой информации по освещению религиозной ситуации в республике и негативном влиянии деструктивных культов. По неполным данным Департамента в этот период в республиканских газетах и газетах г. Якутска было опубликовано более 45 статей общим тиражом свыше 490 тысяч экземпляров.

В 2004 г. на республиканском радио и телевидении вышли в эфир 6 передач о  религиозной ситуации в республике и деятельности деструктивных религиозных организаций, в 2005 г. были 3 телепередачи об истории и современном положении православия в Якутии, 2 телепередачи «Пирамида из людских душ» на ТРК «Алмаз» о деятельности финансово-пирамидальной квазисекты «Аватар» в г. Якутске,.

В 2002-2006 годах продолжалась работа по освещению религиозной ситуации в республике и деятельности деструктивных религиозных объединений среди работников образовательных учреждений и правоохранительных органов. 24-26 августа 2004 г. представители Департамента приняли участие в ежегодном августовском совещании работников образования, совещании начальников улусных (районных) управлений образования. По рекомендациям Департамента Министерством образования РС(Я) в 2004 г. были подготовлены и разосланы в улусы (районы) республики информации о религиозной ситуации в республике и рекомендации по взаимодействию с религиозными объединениями, обеспечению контроля за обеспечением светскости образования, недопущению в образовательные учреждения республики представителей деструктивных религиозных объединений.

В 2002-2006 годах продолжалось развиваться сотрудничество между органами государственной власти республики и Якутской епархией РПЦ.

6-7 августа 2004 г. органами государственной власти республики совместно с Якутской Епархией Русской Православной Церкви было организовано принесение мощей Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в г.Якутске. Это мероприятие проводилось в рамках общероссийской акции. Якутской епархией РПЦ были организованы постоянные службы в Преображенской церкви г. Якутска. В общей сложности мощи, размещённые в Преображенской церкви г. Якутска, посетили от 4 до 5 тысяч человек.

С 11 по 13 мая 2005 года в городе Якутске при содействии органов государственной власти республики были организованы праздничные мероприятия, посвященные 135-летию основания самостоятельной Якутской Епархии Русской Православной церкви с участием делегации Московской Патриархии.

6-7 декабря 2005 г. в г. Якутске при содействии Департамента по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) Якутской епархией РПЦ были организованы первые республиканские Рождественские чтения по теме: «Церковь и общество: воспитание патриота и гражданина».

В августе 2006 г. при содействии Департамента по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) и поддержке Ленского объединённого речного пароходства безвозмездно выделившей теплоход «П.Вахромеев» Якутской епархией РПЦ была организована миссионерская поездка по р. Лена по маршруту Якутск-Сангар-Жиганск-Тикси с посещением насёлённых пунктов 3 районов, Кобяйского, Жиганского, Булунского.

 

Справочные материалы:

Данные социологического исследования ценностных, в том числе и религиозных предпочтений молодёжи республики, провёдённого Министерством по молодёжной политике РС(Я) в 2003 г.

Уровень религиозности молодёжи РС (Я), в %

Я верующий, соблюдаю обычаи и обряды моей веры

16,0

Я верующий, но не соблюдаю обычаи и обряды

20,5

Я не считаю себе верующим, но соблюдаю обычаи и традиции

30,2

Я колеблющийся

11,8

Я атеист

8,4

Затрудняюсь ответить

12,6

Анализ полученных данных показал, что 36,5% молодых респондентов относят себя к категории верующих. Треть опрошенных находит нужным соблюдать религиозные обычаи и обряды, не причисляя себя к верующим, то есть, придерживается только формальной, атрибутивной стороны той или иной религии, верования. Для данной группы молодежи религия может являться лишь формой идентичности, возможностью принадлежать к членам какого-либо религиозного течения, либо «данью моде», или же обычаи и обряды могут соблюдаться рефлексивно, вследствие устоявшихся традиций (например, кормить огонь в соответствии с якутскими верованиями, красить яйца в Пасху и т.д.). Интересно, что среди этой категории респондентов высок удельный вес молодежи со средним специальным и высшим образованием.

Выявлена определенная корреляционная зависимость глубины религиозных чувств от национальной принадлежности:

Уровень религиозности молодежи РС (Я), в зависимости от национальной принадлежности, в%

 

Русские

Саха

Я верующий, соблюдаю обычаи и обряды моей веры

13,1

17,1

Я верующий, но не соблюдаю обычаи и обряды

28,3

15,2

Я не считаю себе верующим, но соблюдаю обычаи и традиции

21,3

35,8

Я колеблющийся

13,9

10,9

Я атеист

9,5

8,3

Затрудняюсь ответить

13,7

12,3

Вероятно, более низкий уровень религиозности респондентов якутской национальности объясняется такой особенностью, как расщепленность религиозного сознания народа саха, возможность выбора между православием и якутскими традиционными верованиями. Характерной для якутов является приверженность одновременно обеим верам, что, естественно, не может не повлиять на силу религиозных чувств.

В целом, иерархия религиозных пристрастий молодежи РС (Я) выглядит следующим образом:

Конфессиональная ориентация молодежи РС (Я) *

Конфессия

%

Православие

37,5

Шаманизм, учений айыы

27,3

Буддизм

2,8

Католичество

2,6

Мусульманство

2,1

Протестантство

1,0

Другое (новые религиозные движения)

1,6

Затрудняюсь

31,1

Сумма ответов по столбцу превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько религий (верований)

Как видно из приведенной таблицы, на первом месте стоит православие, данную религию отметили 37,5% опрошенных, следующую позицию занимают традиционные якутские верования (27,3%). Вполне закономерно, что превалирующее большинство опрошенных русской национальности (64,8%) выразили предпочтение православию. Что касается респондентов саха, то они продемонстрировали, как уже говорилось выше, двойственность религиозных приверженностей: 19,4% выбрали православие, 37,8% - шаманизм и учение айыы, при чем большинство респондентов отметило их одновременно.

Примечательно, что 41,9% православных саха все же соблюдают якутские традиционные обычаи и обряды. Тогда как среди якутов, предпочитающих шаманизм и учение айыы, доля соблюдающих православные обычаи составила всего лишь 6,3%. В общей сложности 72,8% респондентов якутской национальности независимо от  вероисповедания, уровня религиозности соблюдают якутские обычаи и обряды.

Среди русской молодежи православных обычаев придерживаются 76,3% :

«Какие обычаи и обряды Вы чаще всего соблюдаете», %

 

Русские

Саха

Православные

76,3

14,8

Якутские традиционные обряды

6,5

72,8

Католические

2,4

1,1

Протестантские

2,3

1,2

Буддистские

0,7

0,8

Мусульманские

0,5

0,4

Обычаи и обряды моей религиозной группы, секты

2,0

1,6

Другие

3,0

4,0

 

Доклад на научно-практической конференции «Основы духовной безопасности Дальневосточного региона».
Якутск. 24-25 октября 2006 г.

 

 


Общество