Хабаровск православный Журнал Владивостокская и Приморская епархия
Русской Православной Церкви

Владивостокская и Приморская епархия
Русской Православной Церкви

20.07.2007

Распространение Православия в Приморье и образование Владивостокской епархии

Православное христианство пришло в Приморье вместе с русскими землепроходцами и первыми поселенцами. И хотя самостоятельная Владивостокская епархия образовалась в 1899 году, однако задолго до этого Русская Православная Церковь осуществляла на территории Приморья свою просветительскую и миссионерскую деятельность.

Начало христианского просвещения края тесно связано с историей его освоения. Известно, что впервые русские землепроходцы – отряд О. Степанова – побывали в Приморье в середине XVII века. Однако активное изучение и освоение края началось в середине XIX века (Н. М. Пржевальский, В. К. Арсеньев и др.). В 1860 году согласно Пекинскому договору между Россией и Китаем Уссурийский край влился в состав Российской Империи. К этому же времени относится и интенсивное заселение Приморья. Одновременно с этим возникала нужда в духовном просвещении нового края.

Начало распространению в Приморье Православия было положено святителем Иннокентием (Вениаминовым), который в 60-е годы XIX века являлся архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Он был близким советником первого Губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Лично святитель Иннокентий путешествовал по Приамурью, изучая духовные нужды края, совершал крещение, возводил церкви. 5 мая 1858 года святитель Иннокентий вместе с Н. Н. Муравьевым прибыли в Усть-Зейскую станицу, где решили основать главный город Приамурья и изменить название станицы на Благовещенск. С этого времени сюда была перенесена Камчатская кафедра. До 1868 года святитель Иннокентий (Вениаминов) оставался первым миссионером и правящим архиереем Камчатской и Курильской епархии. Так как в 1860 году Приморье официально вошло в состав России, то тогда же эта территория по духовному ведомству была включена в состав Камчатской и Курильской епархии. Поэтому направление миссионерской деятельности в Приморье определил святитель Иннокентий (Вениаминов), который сразу обратил внимание на необходимость, во-первых, устроения здесь православных церквей и, во-вторых, ведения миссии среди корейцев, переселившихся в южную часть Приморья в 60-е годы XIX века.

Первыми поселенцами на юге Дальнего Востока были военные и казаки. Сначала возникали военные посты: 1859 год – на берегу озера Ханки (Турий Рог) и в бухте святой Ольги, 1860 год – в бухте Новгородская, в Раздольном, в Угловом и других местах. 20 июня 1860 года на военном транспорте «Манджур» в бухту Золотой Рог были доставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с прапорщиком Комаровым. Они основали пост Владивосток, положивший начало будущему городу. Одновременно с решением о создании города-порта было решено строить православный храм. Еще в 1859 году, святитель Иннокентий (Вениаминов) подписал антиминс в первую православную церковь Владивостока, получившую тогда же имя Успения Пресвятой Богородицы. К ее строительству приступили в 1861 году, когда во Владивосток прибыл флотский благочинный судов Амурского отряда иеромонах Филарет. Первая Успенская церковь строилась с 1861 по 1862 годы. Получился небогатый деревянный храм, который сыграл на первых порах незаметную роль одухотворения однообразной жизни молодого города. Этому храму впоследствии после его переноса на новое место и постройке из камня суждено было стать кафедральным собором. Сам же Владивосток занял центральное место в дальнейшем распространении по Приморскому краю православного христианства. Известно, что к 1883 году в крае было построено 8 православных храмов: одна часовня в селе Троицком и семь церквей в селах Турий Рог, Камень-Рыболов, Никольское, Шкотово, в Ольгинском посту, Новокиевском урочище и во Владивостоке. Конечно, строительство церквей не поспевало за стремительным ростом численности православного населения края начиная с 1884 года, поэтому приходы приняли необычайно большие размеры.

Вместе с иеромонахом Филаретом роль первых православных миссионеров и храмостроителей Приморья разделили иеромонах Валериан, священник Мануил, священник Виталий, диакон Евгений, священник Василий Пьянков, священник Верещагин и другие.

Среди корейских поселенцев, переселившихся на русскую территорию, по благословению архиепископа Иннокентия (Вениаминова) впервые стал миссионерствовать иеромонах Валериан. По преданию он построил для новообращенной паствы первую в Посьетском участке (юг Приморья) часовню в с. Новокиевском. С 1882 года в целях правильной постановки миссионерского дела в корейских селениях Приморья стали учреждать миссионерские станы, первые из которых открылись в селениях Тизинхэ и Янчихэ. С 90-х годов началось активное открытие миссионерских станов в корейских поселениях.

Особое место в развитии православной миссии в Приморье сыграл Приамурский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, открывшийся в 1895 году на берегу реки Уссури. Он стал центром просветительской деятельности церкви на всем Дальнем Востоке. Его открытие изначала было задумано еще архиепископом Иннокентием (Вениаминовым), в бытность его архиерейства на Камчатской кафедре.

Миссионерская деятельность в Приморье после назначения архиепископа Иннокентия на митрополичью кафедру в Москву направлялась правящими архиереями Камчатской епархии. Сначала епископом Вениамином (Благонравовым), управлявшего ею до 1873 года. (Владыка Вениамин написал книгу «Жизненные вопросы православной миссии в Сибири», изданную в 1885 году). Затем епископом Павлом (Поповым): 1873 – 1877 годы. После владыки Павла Камчатским и Благовещенским архиереем (1877 – 1885 годы) был епископ Мартиниан (Муратовский), ставший известным своей миссионерской деятельностью среди корейцев и гольдов, для которых на их родных языках он перевел Евангелие, избранные псалмы, литургию, священную библейскую историю. Преемником епископа Павла на кафедре стал епископ Гурий (Буртасовский): с 1885 по 1892 годы. Вслед за ним с 1892 по 1897 годы Камчатской епархией управлял епископ Макарий (Дарский), по кончине которого в 1897 году епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским стал епископ Евсевий (Никольский). Именно владыке Евсевию довелось возглавить православную миссию в Приморье, когда Владивостокская епархия в 1899 году приобрела статус самостоятельной.

Владыка Евсевий с первых шагов своего святительского служения в новой епархии близко принял к сердцу еще довольно молодую и бедную миссию. По его инициативе в 1899 году был основан Владивостокский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, поставивший перед собой цель содействия миссионерской деятельности во Владивостокской епархии.

Улучшение миссионерского дела требовало увеличение числа церквей в целом по епархии, народных школ и миссионерских станов среди корейцев. Владыка получил одобрение Синода на развитие в Приморье церковного строительства и для этой цели был назначен епархиальный архитектор. Для организации школьного дела во Владивостоке был учрежден училищный совет. Для руководства миссией среди корейцев был назначен ее начальником архимандрит Павел (Ивановский), ставший впоследствии викарием архиепископа Евсевия. Дело миссии во Владивостокской епархии получило особенное развитие после 1913 года, когда состоялся первый епархиальный миссионерский съезд, принявший ряд важных решений. В их числе – об образовании переводческого комитета и учреждении епархиального миссионерского совета.

В целом можно сказать, что вся вторая половина XIX века стала периодом активного распространения по Приморью Православия, особенно после образования самостоятельной Владивостокской епархии.

Период 1917-1991 гг.

Катастрофические для России события 1917 года и изменение церковно-государственных отношений постепенно привели к переменам во Владивостокской епархии. Сначала последовала череда смен управляющих епархией архиереев, затем параллельно друг другу шло распространение по епархии обновленчества и усиление политики государственных репрессий против канонической патриаршей православной церкви. К концу 30-х годов открытая церковная жизнь оказалась практически полностью уничтоженной.

В июле 1917 года архиепископ Евсевий и епископ Павел выехали в Москву, где приняли участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Из столицы они больше они во Владивосток не возвратились из-за развернувшейся гражданской войны и нестроений внутри самой церкви. Архиепископ Евсевий сначала временно управлял Смоленской епархией, затем переведен на Крутицкую кафедру и возведен в сан митрополита. Одновременно он был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона. В феврале 1922 года митрополит Евсевий скончался в Москве и погребен у Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Епископ Павел в 1918 году был определен викарием Смоленской епархии. Он скончался в 1919 году от сыпного тифа по дороге в Новочеркасск, где и погребен.

С декабря 1918 года по октябрь 1922 года Владивостокской епархией управлял епископ Самарский Михаил (Богданов). По другим данным, епископ Михаил управлял епархией с 1918 по 1920 года. А с 1920 по 1922 годы епископом Владивостокским был Марк (Бакалдин).

По неуточненным данным, в дальнейшем управляли Владивостокской и Камчатской епархией следующие архиереи, находившиеся в канонической связи с патриаршим синодом:
1922 г. – епископ Павел (Введенский), временно;
1922-1927 гг. – епископ Киприан (Комаровский);
1927-1928 гг. – епископ Нифонт (Фомин);
1928-1929 гг. – епископ Пантелеимон (Максунов);
1930-1932 гг. – епископ Варсонофий (Лузин);
1931-1932 гг. – епископ Герман (Коккель), временно.

Викарные архиереи:

Никольск-Уссурийские:
1922-1923 гг. – епископ Павел (Введенский);
1931 г. – епископ Тарасий (Ливанов);
1931-1932 гг. – епископ Герман (Коккель).

Охотские:
1926 г. – епископ Пантелеимон (Максунов);
1928-1932 гг. – епископ Даниил (Шерстенников).

Петропавловские и Камчатские:
1916 г. – епископ Нестор (Анисимов).

О большинстве их этих архиереев сохранилось немного сведений. И можно о многих сказать, что они «пропали без вести»: были репрессированы.

Стабильная епархиальная жизнь, деятельность приходов Владивостокской епархии продолжалась с 1918 по 1922 годы. С уходом из Владивостока остатков Белой Армии, с 1922 года, в Приморье развернули деятельность обновленцы нескольких группировок, поддерживаемые советскими органами управления. Приходы, оставшиеся в подчинении канонического патриаршего синода закрывались.

Какое-то возобновление епархиальной жизни началось с 1945 года, когда Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод определили быть епископом Владивостокским и Приморским игумену Венедикту (Пляскину). Владыка Венедикт управлял нашей епархией до 1948 года.

С 1948 по 1988 годы Приморье находилось в составе Иркутской и Читинской епархии.

В 1988 году образована Дальневосточная епархия, управляющим которой стал епископ Хабаровский и Владивостокский Гавриил (Стеблюченко). В это время в Приморье действовало 8 православных приходов.

3 января 1991 года Владивостокская епархия вновь стала самостоятельной. С января 1991 по август 1992 года ею управлял архиепископ Николай (Шкрумко).

Новейшая история Владивостокской епархии

31 января 1991 года Владивостокская епархия вновь стала самостоятельной.

Управляющим епархии с января 1991 по август 1992 года был архиепископ Николай (Шкрумко). Его трудами в возрожденной епархии было создано 5 новых приходов.

12 августа 1992 года Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод приняли решение быть епископом Владивостокским и Приморским доценту Московской духовной академии протоиерею Борису Пушкарю, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита.

13 сентября 1992 года при постриге в монашество протоиерей Борис принял новое имя – Вениамин, в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. 20 сентября 1992 года игумен Вениамин возведен в сан архимандрита. Чин наречения архимандрита Вениамина во епископа Владивостокского и Приморского совершен 20 сентября 1992 года в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении группы архиереев. 21 сентября 1992 года в том же соборе была совершена хиротония (рукоположение – Прим.) архимандрита Вениамина во епископа Владивостокского и Приморского. 24 октября 1992 года епископ Вениамин приезжает к месту несения своего нового церковного послушания в Приморье, уроженцем которого он является. 25 февраля 2003 года возведен в сан архиепископа.

С начала деятельности епископа Владивостокского и Приморского Вениамина епархия стала активно возрождать свою деятельность. Прежде всего была восстановлена работа епархиального управления в здании бывшей консистории, возвращенном епархии. Началось открытие новых православных приходов в городе Владивостоке и в целом по краю. Стала возрождаться монашеская жизнь во вновь открытых монастырях: Свято-Троицком Шмаковском мужском и Южно-Уссурийском женском. В 1994 году начало свою деятельность двухгодичное Епархиальное духовное училище, получившее в 2001 году государственную лицензию. В 1994 году началось издание ежемесячной епархиальной газеты «Приморский благовест». С 1997 года начали работу миссионерско-катехизаторские курсы. В 1999 году епископ Вениамин возглавил в Дальневосточном государственном университете новую кафедру теологии и религиоведения. Число священников епархии к началу 2003 года достигло 103. Число приходов за десять лет архиерейства епископа Вениамина выросло более чем в пять раз (хотя, конечно, епархия только приблизилась к уровню 1900 года). По состоянию на 1 января 2003 года в Управлении Министерства Юстиции по Приморскому краю зарегистрированы 61 православная религиозная организация Владивостокской епархии, 5 монастырей (2 мужских и 3 женских). В их числе 22 городских прихода и 39 сельских, 47 приходов окормляются постоянными настоятелями и 14 окормляются временными, считаясь вакантными. Всего церковных строений на территории Владивостокской епархии сейчас имеется 71, включая приписные храмы и часовни.

На праздник Сретения в 2007 году у Владивостокской епархии появился и викарный архиерей, впервые после гонения первой половины прошлого века - им стал епископ Уссйрийский Сергий (Чашин).

Приходы епархии объединены в пять благочинных округов: центральное (центр – г. Владивосток), восточное (центр – п. Кавалерово), западное (центр – г. Уссурийск), северное (центр – г. Спасск-Дальний), южное (центр – г. Фокино).

В соответствии с уставом настоящее время в епархии действуют коллегиальные формы управления: епархиальное собрание и епархиальный совет, состоящий в настоящее время из 7 человек.

Актуальные вопросы миссионерской деятельности обсуждаются на миссионерских съездах духовенства и мирян (первый состоялся в 1997 году, второй – в 2002 году). Проблемы образовательной и катехизаторской работы ежегодно с 2000 года обсуждаются на Приморских Образовательных чтениях.

Правящему архиерею оказывают помощь в его деятельности следующие отделы епархиального управления:
финансовый,
хозяйственный,
религиозного образования и катехизации,
миссионерский,
издательский и по взаимодействию со средствами массовой информации,
по взаимодействию с правоохранительными учреждениями,
по взаимодействию с вооруженными силами,
по делам молодежи,
юридический,
по взаимодействию с учреждениями здравоохранения,
по взаимодействию с казачеством.

Источник публикации и фотоматериалов – Официальный сайт Владивостокской епархии Русской Православной Церкви

Страница Владивостокской и Приморской епархии на портале «Патриархия.RU»

Биография архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина на портале «Православие на Дальнем Востоке»


Церковь, История