Хабаровск православный Журнал Смерть не имеет власти над верующим в воскресение

Смерть не имеет власти над верующим в воскресение

Игумен Ефрем (Просянок)

02.04.2010

Христос воскресе!

Вот и сподобились мы дожить до праздника Светлого Христова Воскресения. На языке церковных песнопений этот день именуется Праздником всех праздников и Торжеством всех торжеств. Мы стали свидетелями и участниками Святой Пасхи, и теперь в течение сорока дней будем приветствовать друг друга торжественным «Христос воскресе!» и отвечать не менее торжественно «Воистину воскресе!». А главное, мы будем радоваться, бесконечно радоваться тому, что ради нас воскрес некогда Богочеловек, Который Своей смертью попрал власть смерти и каждому из нас даровал возможность получить бессмертие.

Во времена Христа Пасха совершалась в память избавления ветхозаветного народа от египетского рабства. Воскресение Спасителя произошло, как мы знаем, после совершения Пасхи иудеями. Поэтому теперь этот ветхозаветный праздник приобрел иной смысл – новозаветный. Христос избавил нас от рабства греху, от вечного проклятия и смерти. И только от каждого из нас зависит, в какой мере мы можем воспользоваться плодами искупительной смерти Христа и пустить в свою жизнь полноту пасхальной победы.

Празднику Пасхи предшествует долгая подготовка – Великий пост. Именно он помогает правильно подготовиться к встрече праздника, в полноте приобщиться к его радостному жизнеутверждающему содержанию. Произведения отечественной литературы изобилуют множеством примеров того, как на Руси готовились к встрече Святой Пасхи. И в наше время традиции вспоминаются, утверждаются, и никакие заграничные новомодные религиозные учения не могут, просто не способны оторвать нас от того, чем Русь жила и славилась на протяжении столетий, и что способствовало нашему народу быть постоянным носителем пасхального торжества.

Воскресение Христово – суть Православной веры. Однажды святой апостол Павел он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, были готовы слушать Павла. Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью. Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.

Священное Писание говорит, что если мы веруем в смерть и воскресение Иисуса, то после нашей временной смерти Бог приведет нас к жизни. Ибо смерть не имеет власти над верующим в воскресение. Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является неоспоримым фактом и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения.

Святой Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Христос воскрес из мертвых. И воскрес Своею собственной силою. Этим Он показал, что Он – истинный Бог, потому что власть над смертью и жизнью имеет только один Бог. Таким образом, Воскресение Христово есть торжество, утверждение нашей христианской веры.

Воскресение Христово есть и утверждение христианской надежды. Благой надеждой каждого христианина в его жизни является то радостное упование, что после временных земных страданий, скорбей, лишений, несчастий, после телесной смерти в определенное Богом время люди, верующие во Христа, воскреснут из мертвых и войдут в вечность для нескончаемой блаженной жизни. Эта благая надежда услаждает горечь земной жизни, помогает верующему человеку мужественно и терпеливо переносить все скорби и, не падая под их бременем, мужественно нести возложенный на каждого из нас промыслом Божиим крест.

Наконец, вера в Воскресение Христово является и величайшим утверждением христианской любви. Любовь требует от верующего человека больших жертв, большого самоотречения, подчас – вплоть до самопожертвования. Любить Бога – это значит всю свою жизнь, все силы посвятить служению Богу и ближнему. И это посильно каждому человеку. Тому есть множество примеров в жизни святых людей.

И еще. Что подарить в Пасхальные дни? Конечно, каждый из нас обязательно думает сейчас над этим вопросом.

Выбор подарка зависит от нашей личной фантазии. Однако есть обязательный атрибут. Невозможно представить себе пасхальное поздравление без красного или расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами, говоря при этом «Христос Воскресе!», очень давний. Первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре после вознесения Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные люди приносили драгоценности, а бедные то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскрес!«. Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизирует кровь Христа и одновременно служит символом Воскресения.

Христос дал нам жизнь, а яйцо — это символ жизни, ведь из яйца выходит живое существо. Все христиане приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни. Вся предстоящая неделя называется Пасхальной и Светлой. И каждый её день – отличный повод обмениваться пасхальными подарками.

В светлые пасхальные дни мы особенно чувствуем любовь Бога к роду человеческому. Богочеловек принял крестную смерть и воскрес ради каждого из нас. А чем мы можем отозваться на эту любовь? Мы можем эту любовь принять благоговейно, трепетно в наши сердца. И если мы это поняли, тогда мы можем всю жизнь благодарить, превратить всю жизнь в благодарение: не по долгу поклоняться Богу, не по необходимости исполнять Его заповеди, а  всю свою жизнь, всю без остатка сделать не словом благодарности, не песнью благодарности, а живой благодарностью. Так любить каждого человека, как его возлюбил Бог: любой ценой и до конца.

И если мы так научимся любить, то мир наш станет новым, другим миром; тогда придет к нам Воскресение и новая жизнь. Но для этого каждый из нас должен умереть — не телесной смертью и не ужасной смертью разлуки, а отказом от всего себялюбия, от искания своего. Каждый из нас должен открыться Богу, открыться другим, жить для других. Потому что воскреснуть вечной жизнью может только то, что сбросило с плеч, как старую, ненужную одежду, все временное и тленное. Именно так будем жить и такой мир создавать, и тогда возрадуется о нас Господь, и мы с радостью посмотрим Ему и каждому человеку в лицо.

Не останьтесь в стороне от празднования Пасхи. Подарите пасхальную радость себе и всем своим близким!

Воистину воскресе Христос!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 3 апреля 2010 года.


Церковь, Богословие