Хабаровск православный Журнал Праздник Успения Пресвятой Богородицы в церковном Богослужении

Праздник Успения Пресвятой Богородицы в церковном Богослужении

Иеромонах Ефрем (Просянок)

28.08.2008

Каждый день жизни христианина несет в себе большой смысл и практически неповторим, а потому является предметом постоянного созерцания. Этот смысл раскрывается в богослужении каждого дня и в установленном Церковью чтении отрывков из Священного Писания и других душеполезных книг. Не случайно с глубокой древности для христианской книжности было характерно календарное построение книг для назидательного чтения. Сборники поучений и житий имели целью сообщить благочестивому читателю наставление на каждый неповторимый день и дать пищу для размышления – о событиях Домостроительства нашего спасения, о знаменательных событиях в истории Церкви, о сияющей жизни угодников Божиих, о чудотворениях и многочисленных проявлениях милосердия Господа.

В отличие от обычных дней, более сложны по содержанию двунадесятые и великие праздники – это не просто очередная годовщина или воспоминание о событиях новозаветной истории и жизни Церкви, но и выражение глубокой богословской идеи. Праздники сопровождают христианина на протяжении всей жизни, они определяют его нравственные устои, укрепляют физические силы и ведут по пути к достижению духовной зрелости. В совокупности двунадесятых праздников раскрывается смысл бытия вселенной и человечества.

История праздника

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери с 595 г. сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местахв январе месяце, в другихв августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.), 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII-IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другаяобличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII векедва канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.

Особенности богослужения

Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы).[1]

В Успенском посту, как и в постах Петровом и Рождественском, в дни, не отмеченные никаким праздничным знаком, положено по уставу (Типикон, послед, 3 и 4 августа) петь «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», читать молитву святого Ефрема Сирина с поклонами и совершать часы вместо литургии. «Аллилуиа» и великие поклоны отменяются в дни предпразднства, попразднства, и в самый праздник Преображения (с 5 по 13 августа). В течение поста такое постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа (см. Типикон).

На всенощном бдении читаются три паремии – те же, что и на Рождество Богородицы (о таинственной лестнице, виденной патриархом Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости).

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утренитропарь праздника (трижды). «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, представилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

Вынос плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, плащаницу выносят через царские врата на «Бог Господь» при пении тропаря праздника, кафизма и малая ектенья опускается. Хор сразу поет «Хвалите имя Господне...». По другой практике, плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектеньи, при пении «Хвалите имя Господне». Настоятель идет с Евангелием под плащаницей. Затем поется величание и совершается каждение всего храма, остальноепо обычаю. Величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое».

Прокимен, глас 4, «Помяну имя Твое...». Евангелие от Луки, зачало 4, «Слава: Молитвами Богородицы...», «И ныне» то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира: «Егда преставление Пречистаго Твоего тела...».

Каноновдва: первый – «Преукрашенная Божественною славою», глас 1, Космы Маиумского (VIII в.) и второй – «Отверзу уста моя», глас 4, Иоанна Дамаскина (VIII в.). По 6-й песникондак, глас 2:

«В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную».

На 9-й песни вместо «Честнейшую...» поется припев и ирмос 1-го канона (служащие и Задостойником на литургии). Припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо».[2]

Ирмос: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: действует бо рождество (рождение остается девственным), и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

На литургии все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен. Задостойник «Побеждаются естества уставы...» с припевом поется до отдания.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14 августа) и 8 дней попразднства. Отдание праздника – 23 августа.

Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении

В некоторых местах, в виде особого чествования праздника Успения совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она открыта в рукописях, греческих и славянских, не ранее ХV века, составленных греческими песнопевцами, среди которыхвеликий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой Субботы, и основная часть ее – «похвалы», или «непорочны» представляет собой очень искусное подражание великосубботным «похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта.

В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту, близ Троице – Сергиевой Лавры.

В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем.

В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празднование, кроме Успения, воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, а затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа.[3]

В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й ли 3-й день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Служба на Успение», в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание.

Особенности Всенощного бдения погребения следующие:

Возглас: «Слава Святей...», псалом 103, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах...» – 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского устава. «Слава, и ныне» стихира праздника. Если погребение совершается в субботу, то на «Слава» стихира праздника, а на «И ныне» догматик текущего гласа, т.е. отдание гласа. Вход. Прокимен, глас 2: «Воскресни, Господи, в покой Твой...». Стих: «Клятся Господь Давиду...». Паремии три, которые читались на самый праздник. На литиишесть стихир (из Минеи). На стиховнечетыре стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословение хлебовтропарь праздника (трижды). Стихира: «Тебе, одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражение подобной же стихире в Великую Пятницу на вечерни.

Погребение Божией Матери в современной церковной практике

Погребение в храме Московской духовной академии, по благословению Святейшего Патриарха, совершается в тот же день вечером, но по Уставу положено на третий день. Богослужение начинается с бдения. Вначале праздничная вечерня, а затем утреня. На «Бог Господь...» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава: «Егда снизила еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне: Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим...», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф...», духовенство выходит к плащанице, и читаются статии «Непорочны». Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-й – малое, после 3-й статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся...» с припевом «Благословенная Владычица, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектенья, антифон 4 гласа: «От юности моея...» (полиелей и величание не поются), прокимен «Помяну имя Твое...» и Евангелие Луки, зачало 4. Потом – «Слава: Молитвами Богородицы...», «И ныне» то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника. Далее «Спаси, Боже, люди Твоя...», возглас и каноны 2, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском последовании.

В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к плащанице. Совершается трижды каждение вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении.В это время хор поет «Святый Боже...». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Затем трижды каждение вокруг плащаницы и совершается помазание елеем, ектеньи и отпуст.

[1]Если праздник Успения придется в среду или пятницуразрешается на трапезе только рыба, во все другие дни – мирянам разрешение «на вся», монахамна рыбу.

[2]Этот же припев к тропарям 1-го канона. Ко второму канону другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере... ».

[3]«Похвала, или Священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» (под таким названием этот чин был напечатан впервые в Москве в 1872 году), совершалась в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне, этот чин был переведен с греческого профессором Холмогоровым в 1846 г., а позднее исправлен митрополитом Филаретом. Это последование совершалось и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры.


Церковь, Богословие