Ошибка выполнения запроса! - Duplicate entry '154880848' for key 'PRIMARY'
Хабаровск Православный | Почему молодежь уходит из Церкви?
Хабаровск православный Журнал Почему молодежь уходит из Церкви?

Почему молодежь уходит из Церкви?

Священник Вячеслав Лопатко

03.07.2007

Проблема ухода верующей молодежи из Церкви является одной из самых серьезных и актуальных вопросов современной духовной жизни. И думается, что подходить к ее решению нужно глубоко, а поэтому придется начать немного издалека.

Итак, сначала – общий обзор ситуации.

В основании данной проблемы лежит не одна причина, а сложный комплекс переплетающихся и взаимодействующих факторов. Однако, среди множества можно видеть некий общий, доминирующий аспект. Мне этой общей проблемообразующей доминантой представляется, с одной стороны, – огромный урон, причиненный Церкви (в Ее человеческой составляющей, ибо Божественная остается неистребимой) жесточайшим безбожием в недавнем историческом прошлом; а с другой – все более ускоряющееся нарастание зла в мире.

Истребление в нашем отечестве духовно-нравственных и культурных ценностей христианства и утверждение сознательной атеистической идеологии привело несколько поколений людей, с одной стороны, родившихся и воспитанных в атеистической системе, - к оторванности от жизни по вере; с другой, сохранявших веру, – к весьма значительной утрате преемственности подлинного богословского ведения, чистого и живого аскетического опыта  (молитва, послушание), грамотного пастырского руководства, и христианской культуры общения. В результате, у неверующих сформировано ложное, карикатурное представление о Церкви и жизненное неприятие веры; примерно у 50% верующих – где-то невежество, где-то фанатизм, где-то формализм, где-то обскурантизм, где-то замкнутость, грубость и бескультурие.

Наряду с таким духовным опустошением происходит все большее нарастание в жизни, в обществе, в мире гедонизма, конформизма, цинизма, агрессивности и эгоизма.

Такова картина современного состояния жизни как последствие всего вышеперечисленного. При таком положении вещей естественно, что алчущая и жаждущая Божественной правды молодежь рискует стать жертвой либо обмана (всякого рода сектантства), либо заблуждения (экстремизм), или разочарования (полная или частичная автономизация от Церкви).

Теперь конкретно о данной проблеме.

Во-первых, следует начать с самой важной, как мне кажется, составляющей духовного поиска молодого человека или девушки – с искренности, но только не в плане ее наличия или отсутствия, ибо ее наличие, безусловно, предполагается самим вопросом, а в плане ее объективного качества. Ведь искренность еще не означает истинности. Искренность как личностное явление в значительной степени определяется субъективными содержаниями и состояниями ума, чувства и воли человека. Молодая личность, как заложница выше проиллюстрированной духовно-исторической ситуации, сама не осознавая того, будет, так или иначе, преломлять духовные реалии через призму своего духовно-неопытного сознания. Отсюда возможны следующие виды деформации духовной жизни: романтизация или прагматизация, идеализация или рационализация, фанатизм, радикализация в требованиях (абсолютный консерватизм или абсолютная реформация). В этих случаях очевиднейшим образом возникает риск конфронтации личности с нормами веры и жизни в Церкви.

Поэтому и требуется сопоставление субъективных содержаний/состояний личности с объективно утвержденным, как проверенным и правильным, опытом веры.

Итак, это было «во-первых» - то, что является субъективным аспектом проблемы.

Во-вторых, не менее существенным является и объективный аспект. Имеется ввиду то реальное состояние Церкви (напомню, что именно в ее человеческой составляющей, а не в Божественной, которая не подвержена ущербности), в котором она оказалась в результате сильнейшей атеистической агрессии.

Пришедшая в Церковь, полная надежд и ожиданий молодежь, столкнувшись с, увы,  возможными, в некоторой степени, формализмом, пассивностью, эпигонством, невежеством и самодурством, оказывается перед двумя видами риска.

Первый вид риска - это моментальное разочарование и отчуждение. Второй вид – это постепенное духовно-психологическое травмирование по причине следующего: безусловно веря в святость Церкви (что - правда) молодое, искреннее, но неопытное сознание пытается подавить усилием лишь теоретически ему известным «вкусом меда» церковной правды, практически ощущаемую им горечь «дегтя» человеческих изъянов церковной действительности. В конце концов, такое сознание может «стошнить» от всего этого, и в результате оно лишь позитивистски утвердится в неприязни ко всему церковному.

Таковой видится мне логика возникновения данной проблемы.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что разнообразными причинами ухода молодежи из Церкви и барьерами к нормализации церковной жизни следует назвать с одной стороны - драматическое состояние субъекта молодой личности в современном мире (у кого-то инфантильность, у кого-то максимализм, поспешность суждений, у кого-то идеализация, романтизация и фантазерство, у кого-то излишняя эмоциональность, у кого-то безоглядочная впечатляемость, у кого-то произвол в интерпретации духовных истин, но, все это, не само по себе, а в общем духе эгоцентризма и невменяемости); с другой стороны – также драматизм объективно сложившегося духовно-исторического состояния человеческого аспекта Церкви (духовная и богословская безграмотность некоторых клириков, инертность и некоммуникабельность внутриприходской жизни некоторых общин и т.п.) в результате мировоззренческих и политических катастроф.

А теперь о самом главном – преодолении проблемы, обозначенной в вопросе. Как и всегда, это оказывается самым трудным. Гораздо легче анализировать со стороны и ставить диагноз, чем находить положительные механизмы внутреннего изменения личности и выписывать рецепты. Наверное, человек может помочь больше в постановке диагноза, чем в выписке рецепта. Последнее более лежит во власти Божией Премудрости и Силы, чем в возможностях человека, хотя и первое без Божия просвещения будет слепым и опасным.

Церковь есть единая богочеловеческая реальность, в которой и божественное, и человеческое нераздельно и неслитно. Поэтому способ преодоления нашей проблемы должен иметь нераздельно-неслитный богочеловеческий характер. Сам же этот богочеловеческий способ есть дар, сообщаемый Богом и воспринимаемый человеком. Поэтому методически верным представляется первоочередность трудолюбивой, терпеливой,   смиренной и спокойной молитвы за себя и за переживаемого человека. Только при условии постоянной памяти о Творце и Спасителе нашем, в нас будет возрастать упование на Него. А упование будет делать плодотворными наши воздыхания о разрешении скорби. Наряду с этим следует искренне и  трезво видеть свои грехи и совершенствовать свой опыт покаяния. Таким образом божественная благодать будет созидать в нас единство веры и дел. Живая вера, правильная молитва, покаяние и жертвенная работа над собой, терпение и умиротворенность будут благодатно просвещать, ориентировать, подсказывать, поддерживать и  укреплять нас в соображениях, делах и начинаниях, чтобы мы с подлинной христианской любовью могли помогать алчущим и жаждущим правды, помогать ранимым и соблазненным, заблуждающимся и ожесточенным, немощным и поврежденным, сознательно или бессознательно «милости Божией и помощи требующим».

Об авторе: священник Вячеслав Лопатко, преподаватель Хабаровской духовной семинарии, заведующий церковно-исторической кафедрой, выпускник Московской духовной академии


Общество