Хабаровск православный Журнал Петропавловская и Камчатская епархия

Петропавловская и Камчатская епархия

17.08.2007

Впервые территория полуострова стала духовно управляться своим архиереем в 1840 году. До этого Камчатка в соответствии с административно-территориальными преобразованиями Государства Российского входила в Сибирскую губернию со столицей в Тобольске (с 1708 г.) как часть Якутского уезда; с 1731 г. Камчатка вместе с Анадырским краем включалась в самостоятельное Охотское правление, с 1783 г. — в Иркутскую губернию (в ее составе Охотская область с Камчатским полуостровом, поименованным по названию главного административного центра территории Нижнекамчатским уездом); вновь в Иркутскую губернию как самостоятельная область (с 1803 г.); в Восточно-Сибирское генерал-губернаторство как Приморское Камчатское управление (в его составе Чукотский и Анадырский края); с 1849 г. Приморское Камчатское управление упраздняется, к его территории присоединяется Гижигинский уезд и создается особая Камчатская область во главе с генерал-губернатором; с 1856 г. Камчатская область с названием «Петропавловский округ» включается в созданную Приморскую область; с 1902 г. Петропавловский округ дробится на самостоятельные Петропавловский, Гижигинский, Анадырский и Командорский уезды с подчинением их столице Приморья Николаевску; наконец, в 1909 г. вышеперечисленные уезды образовали Камчатскую область во главе с губернатором, которая включена в Приамурское генерал-губернаторство. С 1917 по 1922 г. власть на полуострове осуществлялась Комитетом общественной безопасности, Советом солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, колчаковским комиссаром, Военно-революционным комитетом, белогвардейским правительством и вновь Советской властью.(Камчатка, XVII-XX в. в. Историко-географический атлас, стр. 97). Синхронно светской власти видоизменялись (переподчинялись, укрупнялись и дробились) территории церковного управления. Менялись центры духовного окормления. Миссии организовывались, направлялись на Камчатку и управлялись вначале Тобольской, а затем Иркутской епархиями.

Период руководства Камчатской, Алеутской и Курильской епархией архиепископом Иннокентием (Вениаминовым)

Родился святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов) в 1797 г. в с. Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1821 г. рукоположен в сан священника. В 1823 выехал с семьей на Аляску. Собственноручно строит в Уналашке церковь и школу, 10 лет проводит миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 г. переезжает на о. Ситху и обращает в православных христиан индейцев и эскимосов. В 1839 г. возводится в сан протоиерея. В 1840 г. принимает монашеский постриг с именем Иннокентий. В этом же году возведен в сан архимандрита и в связи с созданием Камчатской, Алеутской и Курильской епархии хиротонисан во епископа.

В 1842-1843 гг. епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершает объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт - Мильково - Ключи - Нижне-Камчатск - Большерецк - Тигиль - Лесной острог - Дранкинский острог - Олюторка - Гижига - Охотск.

В 1845 г. Преосвященный вновь посетил Камчатку с целью перевоза в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского духовного училища, чтобы, объединив его с духовным училищем столицы Русской Америки, создать там духовную семинарию.

В 1850 г. с обозрением епархии прибывает на Камчатку. Здесь узнает о том, что он возведен в сан архиепископа.

В Камчатскую епархию из Иркутской переведен Удский край. Архиепископ Иннокентий пишет по этому поводу митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету: «Камчатская епархия в сравнении с 1843 г. (в период первой поездки епископа, - А.Б.) сделалась обширнее: пределы ее к юго-западу от Охотска касаются Китайской границы».

В 1852 г. Якутские церкви и приходы присоединяются к Камчатской епархии. В этом же году для удобства управления гигантской епархией Преосвященнейший владыка переселяется в порт Аян.

В 1853 г. архипастырь Иннокентий переводит кафедру в Якутск и переезжает туда на постоянное местожительство.

В 1854 г. Россию, позорно проигравшую Крымскую войну, всколыхнула весть о героической обороне Петропавловского порта.

В 1855 г. имело место кратковременное пребывание архиепископа Иннокентия в плену у англо-французской эскадры (порт Аян).

В 1857 г. выходит в свет книга протоиерея П. Громова «Историко-статистическое описание камчатских церквей».

В 1858 г. Высочайшим Императорским Указом учрежден ежегодный крестный ход в Петропавловске в ознаменование победы над англо-французским десантом. В 1858 г., согласно Айгунскому договору с Китаем, огромный Приамурский край присоединяется к России. В переговорах, возглавляемых с российской стороны генерал-губернатором Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским, принял участие и архиепископ Иннокентий.

В этом же году основан г. Благовещенск.

В 1860 г. по Пекинскому договору к России отходит территория «...между р. Уссури и морем» - Приморский край, который включен в Камчатскую епархию. Основан г. Владивосток. Первую церковь в нем освящает владыка Иннокентий.

1862 г. - перевод кафедры Камчатской епархии в г. Благовещенск.

1867 г. - Соединенным Штатам Америки продана Аляска (Русская Америка). Этот акт существенно повлиял на территориально-географическое положение епархии.

В 1868 г. архиепископ Иннокентий назначен митрополитом Московским и Коломенским.

В 1868 г. на кафедру Камчатскойепархии возводится епископ Вениамин. Впоследствии, по свидетельству епископа Нестора, титул «Епископа Камчатского» носили архиереи Павел, Мартиниан, Гурий, Макарий и Евсевий. («Камчатка. 1740-1840» Юбилейный сборник. Шанхай. Издательство «Слово». 1940. Стр. 44)

В 1977 г. митрополит Московский и Коломенский Русской и Американской Православными Церквями канонизирован и причислен к лику святых.

А что значит создание епархии, особой духовной области, которая нередко не совпадала с официальным административным делением территории? В Северной Америке и на Камчатке епархии создавались лишь в тех случаях, когда на месте появлялась личность соответствующего масштаба, способная управлять не только церковными делами, но также быть полезным во многих отраслях жизнедеятельности, включая науку. Власть над духовенством и людскими душами кому попало не отдашь, а в такую даль и глухомань, в отсталые, неразвитые, дикие и суровые края из числа талантливых и толковых священнослужителей из обжитого центра добровольно никто не ехал.

В северо-восточной Азии, в Северной Америке - окраинах России, население (пришлое и коренное) требовало особого к себе отношения. Пришельцы были в основном мужского пола, людьми отчаянными, в большинстве проходимцы и авантюристы, нередко и беглые преступники, а аборигены, наоборот, были кроткими детьми природы, темными и дикими, наивными в своем мировоззрении. Прибавьте к этой социальной ситуации неизученность края, его баснословные богатства, жгучий интерес иностранных держав, суровейший климат, тяжелый каторжный труд, болезни, произвол властей («...до царя далеко»), беспощадная эксплуатация коренного населения и его протесты, доходящие до бунтов и восстаний... Требовались незаурядные личности.

Духовная миссия в Северной Америке была создана в 1793 году по просьбе и на средства Григория Шелихова, основателя Российско-Американской компании, а затем и первая епархия(1799 г.). Епископом Кадьякским был хиротонисан архимандрит Иоасаф, при бывший на Аляску в составе духовной миссии в сане простого монаха. Но епархия так и не открыла своей деятельности - епископ Иоасаф погиб вместе с экипажем и пассажирами на корабле «Феникс» в Охотском море (Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера (1799-1815. Сборник документов. Наука. М. 1994)Более сорока лет потребовалось, чтобы появился в тех местах одаренный во всех отношениях пастырь и возглавил епархию. Но теперь уже не «Кадьякскую» или «Северо-Американскую», как предлагал Священный Синод, а «Камчатскую, Алеутскую и Курильскую». Название было присвоено по жесткому требованию императора Николая 1 (Путешествия и подвиги святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и Сибири. Правило Веры. М., 1999. С. 58). Позже в официальных документах и частной переписке, в специальной литературе епархию нередко стали называть просто «Камчатской», особенно после включения в ее состав Якутских, Приамурских и Приморских церквей и перевода кафедры в Якутск, а затем и в Благовещенск. А в связи с продажей Аляски в названии остался лишь камчатский адрес. Почему не менялось название епархии с присоединением к ней таких важных для России территорий, как Приамурье и Приморье? Возможно, что архиепископу Иннокентию, находившемуся уже в преклонном возрасте, не хотелось расставаться с памятью о местах своей подвижнической жизни и деятельности. Не исключено, что неукоснительно соблюдалось указание русского монарха. Это дает нам основание считать, что исторически Камчатская епархия ведет свое летоисчисление с 1840 года, а не с 1916-го, когда была создана самостоятельная епархия с прибавкой к названию слова «Петропавловская», обозначающего месторасположение кафедры. Одним из главных аргументов в пользу этого говорит и факт празднования 100-летия епархии одновременно с 200-летием города Петропавловска, организованным Юбилейным комитетом в 1940 году в Шанхае. В руководстве комитетом был и епископ Петропавловский и Камчатский Нестор (Анисимов), выступивший с докладом об истории епархии.

Период миссионерской деятельности и управления Петропавловской и Камчатской епархией епископом Нестором (Анисимовым)

Николай Александрович Анисимов родился в городе Вятка в 1885 г. В 1906 г. закончил Казанскую духовную семинарию. 17.04.1907 г. постригся в монахи с именем Нестор, 06.05.1907 г., возводится в сан иеродиакона, а 09.05 - в сан иеромонаха.

1907 г. - по благословению отца Иоанна Кронштадтского (Сергиева) иеромонах Нестор выезжает на Камчатку.

Осень 1907 г. - приезд в с. Гижигу, начало проповеднической и миссионерской деятельности.

Пять лет молодой священник путешествует по Камчатке, крестит коряков, ительменов, эвенов, воздвигает новые и ремонтирует обветшалые храмы, знакомится с обычаями, бытом и нравами кочевников и оседлых камчатцев, впитывает в себя их материальную и духовную культуру, изучает языки аборигенного населения. С одной стороны, иеромонах потрясен жуткой нищетой, антисанитарией в жилищах и повальными болезнями, поражен невниманием и равнодушием к тяжкому положению коренных жителей со стороны властей. А с другой, духовный пастырь удивляется тому образу жизни северян, который помогает выжить им в невероятно суровых условиях. Восторг вызывает у священника характер камчадалов. Они незлобивы, дружелюбны, гостеприимны, никогда не унывают. Именно особенности национальных черт способствовали успехам миссионера. И аборигены с первых встреч отметили доброту батюшки Нестора, готовность его пожертвовать последним куском хлеба. Сблизили священника с коренным населением его познания в медицине и гигиене. Когда шаманы оказывались бессильными, на помощь приходил Майнгу-попе («Большой батюшка»), как называли его кочевники, и оказывал помощь. В его багаже всегда были десятки килограммов ртутной мази, мыла, медикаментов. В самом начале своей миссионерской деятельности Нестор пережил страшное наводнение в Гижиге. Тогда вода смыла все: жилища, одежду, продовольствие, корм для собак. В отчаянии священник обращается к епископу Владивостокскому Евсевию и к своему духовнику протоиерею Иоанну Кронштадтскому. Они оказали помощь, но иеромонах Нестор понимает, что без серьезной регулярной социальной и экономической помощи со стороны государства, церкви и общества Камчатке не выжить. Для оказания взаимной помощи он решает объединить разрозненные силы Камчатского духовенства. Затем планирует создать Православное Камчатское Братство во всероссийском масштабе.

1910 г. - для создания Камчатского Братства Нестору разрешают поездку в Санкт-Петербург. В результате энергичной общественной деятельности в столице (выступления в печати и с публичными лекциями) и личных встреч с А.И. Гучковым - председателем Государственной Думы и П. А. Столыпиным - Председателем Правительства привлекает внимание Императора Николая II, Русской Православной Церкви, многих прогрессивных деятелей культуры и просвещения к бедственному положению населения Камчатской области, в первую очередь, коренного. С участием царской семьи и Священного Синода создает Камчатское Православное Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса с филиалами в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Вятке, Киеве, Владивостоке, Перми и др. городах. За пять лет Братством для нужд Камчатки собрано более 400000 рублей, на которые вновь открыто 12 приходов, построены 6 новых церквей, несколько школ, приют для детей коренного населения, лепрозорий, созданы походные аптеки, многое другое (Митрополит Нестор. Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995).

1912 г. - энергичными усилиями Нестора проведен Первый Камчатский Миссионерский съезд, в итоге которого была создана Единая Камчатская Духовная Миссия для координации деятельности, обмена опытом и взаимной помощи - предвестница Петропавловской и Камчатской епархии. Миссию по единодушному решению съезда возглавил о. Нестор.

1913 г.- иеромонах Нестор возводится в сан игумена.

1914-1916 гг. - глава Камчатской Духовной Миссии как русский патриот принимает участие в первой мировой войне. Организует санитарный отряд, проявляет мужество и отвагу, награжден боевыми орденами.

1915 г. - игумен Нестор возведен в сан архимандрита.

1916 г. - Священный Синод Русской Православной Церкви учреждает Петропавловскую и Камчатскую епархию. В возрасте 31 года (!) архимандрит Нестор хиротонисан во епископа (Биографические сведения. Составлены 3-м Отделом Главного Бюро по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурской империи. Госархив Хабаровского края. Ф. 830, оп. 3, л. 3).

«К 1917 г. , - свидетельствует владыка Нестор, - на Камчатке было уже 32 церкви и прихода, 60 часовен, приписанных к другим приходам и 45 школ, а в г. Петропавловске была второклассная учительская школа и высшее начальное училище, получившие существование при содействии Братства (Доклад архиепископа Нестора. Опубл. В Юбилейном сб. «Камчатка. 1740-1940» Шанхай. Изд. «Слово». 1940.с. 56).

1917-1918 гг. - камчатский владыка Нестор принимает участие во Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви. По поручению Собора пишет книгу «Расстрел Московского Кремля». Арестован большевиками. Освобожден по требованию Поместного Собора. Бежит от преследования на Камчатку через Одессу-Константинополь-Владивосток.

1919 г. - последний год пребывания владыки на Камчатке. Отслужив во всех церквях и населенных пунктах восточного побережья службы и совершив необходимые требы, епископ Нестор возвращается в Петропавловск, но высадиться в порту не смог из-за вспыхнувшего большевистского восстания. Эмигрирует в Японию, затем в Китай.

1921 г. - основывает в Харбине (Китай) Камчатское Подворье, а затем Дом Милосердия и Трудолюбия.

1922 г. - к самостоятельной Камчатской епархии присоединяется Охотский уезд с открытием в Охотске кафедры викарного епископа (по Постановлению Русского Архиерейского Заграничного Синода и по благословению Святейшего Патриарха Московского Тихона). Первым викарным епископом Охотским стал о. Даниил Шерстенников (до этого состоял на Камчатке кафедральным протоиереем и благочинным камчатских церквей).

1933 г. - Владыка Нестор (Анисимов) Камчатский возводится в сан архиепископа. Звание «Камчатский» он будет с честью носить еще 12 лет, до нового назначения в 1945 году.

В 1923 г. в связи с нестроениями и схизмами (расколами) в Русской Православной Церкви, в связи с попытками Церкви найти компромисс с Советской властью для избежания полного ее уничтожения и в связи с непринятием всего этого, духовенство, находящееся в эмиграции, не поддерживающее ни раскольников (обновленцев) и не приемля курс официальной Церкви, образовывает Зарубежную Русскую Православную Церквь с резиденцией в Карловцах (Сербия). Епископ Нестор Камчатский принимает в этом участие.

1933 г., 1938 г. - в сане архиепископа Петропавловского и Камчатского участвует в работе Архиерейского Собора ЗарубежнойРусской Православной Церкви в Югославии.

1945 г. - архиепископ Нестор проявляет инициативу о возвращении епархий Зарубежной Русской Православной Церкви в Китае под покровительство Московского Патриархата. Это предложение поддержано несколькими епархиями. Священный Синод принимает решение о принятии их в состав Русской Православной Церкви.

1945 г. - Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 1 архиепископ Нестор назначен Управляющим Харбинской епархией.

1946 г. - возведение в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского с назначением Экзархом Русской Православной Церкви по Восточной Азии.

1948-1956 гг. - арест и заключение в лагерях Мордовской АССР.

1956-1958 гг. - исполняет обязанности митрополита Новосибирского и Барнаульского.

1958-1962 гг. - служит в должности митрополита Кировоградского и Николаевского.

1962 г. (06.11) - Великий Подвижник Слова Христова Митрополит Нестор почил. Он с честью и славой пронес свои три креста - Миссионерский, Святительский, Иноческий.

В результате его духовного подвига на Камчатке построены десятки церквей, школ, лепрозорий, в православие обращены тысячи коренных жителей. Он просвещал аборигенов, перевел на их языки Божественную Литургию, молитвы, частично Евангелие, на родных языках коряков и камчадалов, как тогда называли ительменов, звучали проповеди. Владыка учил кочевников правилам санитарии и гигиены, боролся с эпидемиями, им написано и выпущено в свет более 60 книг и научных трудов.

1990 г. - митрополит Нестор (Анисимов) реабилитирован.

Благодаря выдающимся личным качествам организатора и просвещенца на Камчатке появилась впервые в истории Русской Православной Церкви самостоятельная, не входящая ни в какие другие Петропавловская и Камчатская епархия. Одним из важных достижений деятельности священника Нестора является привлечение внимания Императора и российского Правительства, прогрессивной общественности и деятелей культуры к нуждам и бедственному положению населения Камчатки. Это внимание активно поддерживалось Камчатским Братством, созданным во многих городах центральной России, в т.ч. в обеих столицах, благодаря участию в работе Братства многих высокопоставленных государственных и духовных особ империи.

Советский период истории Камчатской епархии

Одним из первых законодательных актов Советской власти Русская Православная Церковь отделена от государства и школы — от церкви (декрет Совнаркома от 23.01.1918 г.). А спустя несколько дней издан Декрет Совета Народных Комиссаров о свободе совести - 27.01.1918 г. (Русская Православная Церковь в Советское время. Материалы и документы. Издательство «Пропилеи». М., 1995. С. 113.)

Эти документы потрясли воображение участников Всероссийского Собора Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.), и они обратились с воззванием к населению России.

«Православные христиане! От века не слыханное творится у нас на Руси Святой. Люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами, сами чуждые христианской... веры издали декрет (закон), названный ими о свободе совести, а на самом деле устанавливающий полное насилие над совестью верующих. ...Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем наши теперишние законодатели. Доселе Русь называлась святою, а теперь хотят сделать ее поганою. И слыхано ли, чтобы делами церковными управляли люди безбожные, не русские и не православные?.. Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей...»(Там же, стр. 115)

В 1929 г. Постановлением ВЦИК и Совета Народных Комиссаров от 08.04 принимается Постановление «О религиозных объединениях», расписавшего до мельчайших подробностей регламент жизни религиозно-культовых объединений, их права и обязанности.

Через 40 дней (18.05.1929) XIV Съезд Советов принимает 4-ю статью Конституции СССР в новой редакции. Слова «свобода религиозной пропаганды» заменены словами «свобода религиозных исповеданий». Этим актом Церковь изолирована от народа, т.к. жизнь православного объединения признается отныне законной только внутри объединения.

По всей территории России, а затем СССР, проводятся репрессии духовенства, подавляющее число церквей, монастырей, молитвенных домов, часовен, церковного имущества «по просьбе трудящихся» национализируется и передается государству.

Эта политика проводится и на Камчатке. До нас дошли документы, которые составлены Губревкомом перед началом антирелигиозной кампании. В частности, «Перечень церквей Камчатской губернии» и «Список священников» по состоянию на март 1924 г.

Перечень церквей, часовен и молитвенных домов подготовлен, очевидно, для начала кампании по закрытию культовых учреждений и репрессий священнослужителей. Эта кампания началась в 1924 году и в 1931 году закончилась. Последним был закрыт храм святых Петра и Павла в г. Петропавловске-Камчатском. Его помещения были переданы для использования под кинотеатр «Полярная звезда».

1985-1994 г. – период окормления Камчатки протоиереем Ярославом Левко

Левко Ярослав Степанович - родился в 1960 г., в селе Верхняя Стынава Стрыйского района Львовской области. В 1985 г. закончил Московскую Духовную Семинарию. Направлен в распоряжение Иркутской епархии, в которую входили Приморский и Хабаровский края и Камчатская область. Рукоположен во священника архиепископом Хризостомом Иркутским и благословлен для служения на Камчатке, 

1984 г. - в г. Петропавловске-Камчатском после длительной борьбы верующих (Камчатский облисполком неоднократно отказывал в регистрации) в порядке исключения в Москве Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрирована Православная община (протокол № 5 от 30 мая 1984 г.). 

1985 г. (ноябрь, 19) - иерей Ярослав (Левко) приезжает на Камчатку. Молитвенный дом освящается во имя святых апостолов Петра и Павла. 

1989 г. - начало строительства храма. 1990 г. - по инициативе ученых и краеведов на базе областной научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова организованы международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения (конференция). Первые чтения посвящены 250-летию г. Петропавловска-Камчатского.

1992 г. - первая (Рождественская) служба в храме святых апостолов Петра и Павла. 

1992 г. - на Пасху новый храм во имя святых апостолов Петра и Павла освящен и вступил в строй. 

1992 г. - настоятель храма св. апостолов Петра и Павла Указом епископа Хризостома Иркутского назначен благочинным. 

1992 г (29.06) - зарегистрирована православная община в с. Николаевка во имя Николая Чудотворца. 

1992 г. (28.10) - зарегистрирована община с церковью во имя Рождества Богородицы в г. Ключи. 

С начала 90-х гг. ежегодно о. Ярослав служит благодарственный молебен у Часовни в память погибших в 1854 г. защитников Петропавловского порта. 

1993 г. (03.02) - зарегистрирована православная община во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» в с. Паратунка. 

1993 г. (31.03) - зарегестрирована община православных христиан с церковью во имя Успения Божией Матери в п. Усть-Большерецк. 

1993 г. (3.11) - Священным Синодом создана (исторически объективнее применим термин «возрождена») Петропавловская и камчатская епархия.

1993 г. - Камчатку впервые за историю Русской Православной Церкви посещает Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. 

1993 г. - как культурный памятник восстановлена церковь Успения Божией Матери в Нижне-Камчатске. Инициатор и организатор всех работ Сергей Иванович Вахрин - известный камчатский журналист, писатель, краевед. 

1993 г. - состоялись вторые Свято-Иннокентьевские чтения (посвящены 250-летию промышленного освоения островов Алеутской гряды русскими промышленниками. 

1993 г. (29.12) - по инициативе Ольги Иосифовны Толочко, прихожанки храма святых апостолов Петра и Павла, возрождено Камчатское Православное Братство во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса. 

1994 г. (23.02) - зарегистрирован приход - религиозное объединение православных христиан - во имя Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в с. Эссо. 1994 г. (23.02) - зарегистрирован приход православных христиан во имя Успения Божией Матери в г. Елизово. Позже храм был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. 

1994 г. (29.06) - зарегистрирована православная община во имя святого апостола Андрея Первозванного в п. Рыбачий. 

1994 г. (31.08) - зарегиестрирована православная община во имя святого Серафима Саровского в г. Вилючинске. 

1998 г. - на всекамчатском духовном собрании о. Ярослав избирается заместителем председателя Совета Петропавловской и Камчатской епархии. 

2000 г. - настоятель храма святых апостолов Петра и Павла о. Ярослав награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Наперсным Золотым Крестом. 

2000 г - протоиерею о. Ярославу (Левко) присваивается звание Почетный Гражданин г. Петропавловска-Камчатского за возведение храма св. апостолов Петра и Павла и за заслуги в становлении духовности в жизни населения областного центра.

1994-1997 гг. – период руководства Петропавловской и Камчатской епархией епископом Нестором (Сапсаем)

1994 г. - приезд на Камчатку епископа Нестора (Сапсай). Храм св. апостолов Петра и Павла объявлен кафедральным. 

1994 г. - ведутся плодотворные переговоры с губернатором Камчатки и градоначальником г. Петропавловска-Камчатского о выделения (а если быть более точным, о возврашении) помещения под кафедральный храм.

1994 г. - Фонд компенсации (в пользу народов Севера) изготовил портрет митрополита Иннокентия (худ. В.В. Санакоев) и по решению общественности Камчатской области и Корякского автономного округа заносит его и биографию Святителя в галерею «Скрижали Камчатки».

1995 г. (24.04) - зарегистрирована православная община во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского в с. Сокоч.

1995 г. (30.08) - зарегистрирована Свято-Богоявленская церковь в с. Мильково. 1995 г. - под храм Святого Николая Чудотворца выделено помещение кинотеатра «Родина». Храм объявлен кафедральным.

1996 г. (май) - создан духовно-благотворительный Центр ради иконы Божией Матери «Нечаяная Радость». При центре создана столовая для нищих, малообеспеченных, многодетных, бездомных на 150 человек.

1996 г. - состоялись торжества по поводу 80-летия Петропавловской и Камчатской епархии. За заслуги перед РПЦ орденом Сергия Радонежскогонаграждены губернатор Камчатской области В.А. Бирюков и градоначальник А.К. Дудников.

1995-1996 гг. - рукоположение первых священников и диакона из прихожан камчатских храмов.

1997 г. - Фонд компенсации (в пользу народов Севера) и портретная галерея «Скрижали Камчатки» учреждают премию «Просветитель» имени Святителя Иннокентия (Вениаминова).

1997 г. - состоялись Третьи международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения. В чтениях принимают участие зарубежные ученые и духовенство: владыка Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский, начальник миссионерского отдела Московского Патриархата, владыка Аркадий, епископ Магаданский, о. Олег (Стеняев) - Московская патриархия, иерей о. Сергей (Широков) - Московская патриархия. Международная научная конференция посвящена 300-летию присоединения Камчатки к России и 200-летию со дня рождения митрополита Московского и Коломенского, первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского Иннокентия (Вениаминова).

Третьи чтения начались открытием портретной галереи «Скрижали Камчатки» и вручением премии «Просветитель» имени Святителя Иннокентия первому лауреату - протоиерею о. Ярославу (Левко Ярославу Степановичу), настоятелю храма святых апостолов Петра и Павла. Портрет о. Ярослава за выдающиеся личные заслуги в возрождении Русского Православия на Камчатке занесен в галерею «Скрижали Камчатки».

1997 г. - по состоянию здоровья епископ Нестор (Сапсай) уволен на покой.

В период правления епископа Нестора (Сапсая) организационно оформлена жизнь Петропавловской и Камчатской епархии. Спустя три четверти века Камчатка вновь управляется своим архиереем. Возрождена прямая связь с Московским Патриархатом, установленная его великими предшественниками: митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием (Вениаминовым) и митрополитом Нестором (Анисимовым). По полному архиерейскому чину освящены храмы, заложенные протоиереем Ярославом и приходами, на новом, более высоком, уровне стали проходить богослужения, появились первые священнослужители, рукоположенные из прихожан Камчатских храмов. Реальностью стал новый кафедральный храм, установлены тесные контакты с властью Камчатской области и Корякского автономного округа.

С 1998 г. по настоящее время – период управления Петропавловской епархией епископом (с 2007 г. – архиепископом) Игнатием (Пологрудовым)

Cергей Геннадьевич Пологрудов родился в 1956 году в г. Иркутске, окончил Иркутский государственный университет (физический факультет) в 1978 г. После учебы в звании лейтенанта призван на военную службу в Прибалтиский военный округ, командовал взводом. В 1980 г. в звании старшего лейтенанта уволен в запас. После демобилизации три года работал инженером в Восточно-Сибирском энергетическом институте (г. Иркутск) в электронно-вычислительном центре. С 1983 по 1990 г. заведовал лабораторией медицинской кибернетики во Всесоюзном научном Центре хирургии. В 1988 г. принял крещение. В 1990 г. ушел в Свято-Духов монастырь. Служил в нем восемь лет: послушником, иеромонахом, игуменом. Выполнял обязанности библиотекаря, благочинного, духовника детской школы-интерната. 1990-1992 гг. заочно учится и заканчивает Московскую Духовную семинарию. 

В 1998 г. (29.03) - хиротонисан епископом Петропавловским и Камчатским.

В 1998 г. епископ Игнатий по благославлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совершает переход в составе экипажа атомного подводного крейсера «Томск» подо льдами Северного Ледовитого океана, выполняя обязанности духовника и корабельного священника. Это первый и единственный в истории Российского флота факт не только пребывания священника на подводном корабле, но и плавания на нем в составе экипажа при выполнении боевой задачи.

Епископом Игнатием рукоположены во священники семь человек, и один во диаконы, освящены храмы: в честь святого апостола Андрея Первозванного (гарнизонный, п. Рыбачий); в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» (г. Петропавловск-Камчатский, в Духовно-благотворительном Центре), учреждена первая в Российских Военно-Морских силах корабельная церковь на военном корабле «Камчатка» (п. Завойко), основан скит, строится здание будущего монастыря (в районе с. Паратунка). Учрежден филиал Богословского института, организовано преподавание истории Православия и основ православной культуры в средних, среднеспециальных и высших учебных заведениях.

1999 г. - создан духовно-просветительский Центр, издается газета «Православная Камчатка», выпускаются две мини-газеты в газетах «Тихоокеанская вахта» и «Пограничник Северо-Востока», регулярно на областном телевидении выходит передача «Слово о вечном», издано несколько церковных книг.

1999 г.(13.03) - заключено соглашение между Петропавловской и Камчатской епархией и командованием войсками и силами Северо-Востока РФ о совместной работе по укреплению морально-психологичсекого состояния личного состава войск и сил северо-востока России, возрождению Российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству, упрочению духовно-нравственных качеств в жизни воинских коллективов.

2000 (28.05) - учрежден Музей истории Православия на Камчатке и в Русской Америке.

2000 г. - начато сотрудничество между Петропавловской и Камчатской епархией и Дальневосточным региональным Управлением погранвойск.

2000 г. - Петропавловская и Камчатская епархия собирает документы о жизни и деятельности митрополита Нестора (Анисимова) Камчатского, составляет жизнеописание и ходатайствует перед Русской Православной Церковью о канонизации его имени и причислении к лику святых.

2000 г. (в день Св. Троицы) - состоялся крестный ход и освящение места строительства кафедрального собора во имя Святой Троицы. Создан Попечительский Совет по строительству Свято-Троицкого собора под председательством Его Преосвященства Владыки Игнатия, епископа Петропавловского и Камчатского. В него вошли руководители Камчатской области и г. Петропавловска-Камчатского, видные финансисты и предприниматели, известные деятели культуры и политики. Почетным председателем Попечительского Совета избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

2000 г. - состоялся первый за последние восемьдесят лет Крестный Ходсо службой благодарственного молебна у Часовни в память о погибших в 1854 г. В Указе Преосвященнейшего владыки Игнатия отмечается, что Крестный Ход возрождается как ежегодный.

По состоянию на 01.11.2000 г. на Камчатке действуют 26 православных общин, 18 храмов и молитвенных домов, 5 часовен, в епархии служат 18 священников и 2 диакона.

Качественно новый этап жизни Петропавловской и Камчатской епархии наступил с назначением епископом Преосвященнейшего владыки Игнатия (Пологрудова). Русская Православная Церковь стремительно входит в повседневную жизнь населения полуострова. Увеличивается число общин, приходов, храмов, организационно окрепла связь приходов и храмов с епархией и друг с другом. Растет количественно духовенство, повышается уровень его образованности. Выпускаются собственные газеты, созданы Просветительский Центр и Музей Истории Православия, положено начало собственному изданию духовных книг и полиграфической продукции. Кардинально новые отношения устанавливаются с государственной властью и обществом (интеллигенцией). В Церковь, как основу духовной жизни, поверили не только на словах. Появились конкретные дела. Впечатляют итоги сближения с Российской армией и органами народного Просвещения. В канун 2000-летия Церковь официально пришла в войска, на флот, в школы, в высшие и среднеспециальные учебные заведения, в исправительно-трудовые колонии.

Огромный общественный резонанс вызвало намерение построить в областном центре кафедральный собор во имя Святой Троицы.

Но еще более подняло авторитет Камчатской епархии участие Преосвященнейшего епископа Игнатия в походе атомного подводного крейсера «Томск» в качестве корабельного священника. Это событие носит не только всецерковный, но общегосударственный характер. Этим единственным пока в истории флота (читай, государства) и церкви, эпизодом создан прецедент возрождения духовного союза армии и церкви, имеющего глубокие историческими корни, а так же накоплен, пусть небольшой, но практический опыт реализации этого устремления.

Камчатская епархия, как и во времена управлении ею епископами Иннокентием (Вениаминовым) и Нестором (Анисимовым), вновь во весь голос заявила о себе во всероссийском масштабе.

Камчатской земле всегда везло на подвижников, на людей, готовых отдать свой талант на благо этого, далекого от исторических духовных и культурных центров России, края, готовых пожертвовать своим здоровьем и даже целой жизнью. Они есть в любой сфере человеческой деятельности - науке, культуре, государственном строительстве, управлении, в армии и на флоте. В перечне блестящих исторических имен - Владимира Атласова, Витуса Беринга, Алексея Чирикова, Степана Крашенинникова, Петра Рикорда, Василия Завойко, братьев Максутовых и многих других, рельефно и властно из спресованного времени вторгающихся в нашу жизнь, мы находим и славные имена подвижников Русской Православной Церкви, миссионеров-просвещенцев, активных участников освоения и развития русского Дальнего Востока - митрополита Иннокентия (Вениаминова) и митрополита Нестора (Анисимова), бывших епископами Камчатской епархии.

На стыке веков и тысячелетий вспомним всех и поблагодарим их за мужество и подвиг, за сделанные дела, и в первую очередь за оставленную нам в наследство великую Родину, нашу Русь, Россию! Поблагодарим за великие примеры беззаветного исполнения своего долга и сами последуем этим примерам. Сегодня пришло время собирать разбросанное по крупицам. Надеюсь, что издание книги Прокопия Васильевича Громова «Историко-статистическое описание камчатских церквей» послужит этой великой цели.

Источник публикации: официальный сайт Петропавловской и Камчатской епархии

Фото В.Н. Лазарева

Страница Камчатской епархии на портале «Патриархия.RU»

Биография архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия


Церковь, История