Хабаровск православный Журнал Образ и подобие Миссионерский стан в тундре и мегаполисе

Миссионерский стан в тундре и мегаполисе

Епархиальная газета "Образ и подобие", №5 август 2013 г.

16.10.2013

Об авторе:

Игумен Агафангел (Белых) родился 27 апреля 1969 года в г. Старый Оскол  Белгородской области. Детство провёл на фабричной окраине. Родители преподавали в школе математику и черчение. Учился в трех городских школах (последнюю окончил экстерном, как и все учебные заведения, которые мне вообще когда-либо удавалось окончить).

Был счастливым октябрёнком. В пионеры приняли последним из класса. В комсомол не приняли.

С середины 80-х считал себя “системным” человеком, ближе всего стоящим к хиппи. Вёл соответствующую жизнь, колесил по стране автостопом, ходил босиком по асфальту, читал Лао-Цзы.

В 1996-м году поступил в Белгородскую семинарию. Закончил экстерном, в 2001, в сане диакона и в должности преподавателя данной семинарии.

В 2002 г. постриг в мантию в Свято-Троицком, Холковском пещерном монастыре, рукоположен в сан иеромонаха.

В ноябре 2008 г. Патриархом Алексием II возведен «во игумены».

С 2005 года основным послушанием, как сотрудника Синодального миссионерского отдела, являются командировки по Дальнему Востоку и Крайнему Северу - Магаданская область, Чукотка, Якутия. Разрабатывал концепцию учебника "Миссиология" для семинарий.

Координатор сектора миссионерских станов СинМО.

В настоящее время занят строительством храма в честь Спаса Нерукотворного в поселке Тикси (Якутия), миссионерский стан «Спасский».

 

Ориентация на месте

Учитывая, что места компактного проживания коренных народов Севера находятся далеко от областных и краевых центров, добраться до них бывает крайне сложно. Это не единственная проблема. Количество жителей в таких местах редко превышает несколько сот человек, так что постоянное присутствие священнослужителя  в одном населенном пункте может быть затруднено. В таких случаях есть смысл вспомнить о традиции устроения миссионерских станов, получившей развитие у нас в России в первой половине XIX века.

Появилась она не на пустом месте. Ей  предшествовала монашеская колонизация сначала Русского Севера, а позже, в XVIII веке, Сибири и Дальнего Востока. Монастыри становились центрами евангельской проповеди окрестным народам, своеобразными «координаторами» миссионерства среди языческого населе­ния. Особое влияние на  создание  струк­туры миссионерских станов оказал опыт Ал­тайской миссии, подробно описанный преп. Макарием Глухаревым, и тру­ды свт. Иннокентия, митрополита Московского, владыки Нестора (Анисимова), епископа Дионисия (Хитрова).

Но исторически корни миссионерских станов уходят еще глубже к хри­стианским общинам, учрежденным апостолами во время их путешествий и описанным в книге Деяний. Так, например, Павел в течение двух лет преподавал основы веры жителям Эфеса. За это время его смогли услышать все окрест живущие греки и евреи. Здесь же его благовестие побудило множество людей отказаться от чародейства.

Он поставил местных пресвитеров и впоследствии не порывал связи с этой общиной, окормлял  эту церковь в письмах, направил туда своего сотрудника Тихика.

На этом, апостольском, примере мы определить основные принципы устроения миссионерских станов. Это, во первых, территориальность. Т. е. проповедь Евангелия охватывает конкретную территорию «миссио­нерской ответственности». Как правило, в пределах одного-двух административных районов. Большую роль здесь играет расположение головного стана на транспортном узле. Например, на реке, по которой можно добраться до остальных селений, а если говорить о нашем времени, то в райцентре, где базируется местная авиация, где сходятся несколько «зимников» и т. п.

Далее, это связь с Церковью - через посланничество миссионеров и материальную помощь. Опыт миссионерских поездок в епархии Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые совершаются сотрудниками СинМО с 1996 года, показывает, что краткосрочные визиты в отдаленные национальные поселки, поспешные крещения без оглашения и т. п. не могут служить достаточным свидетельством о Христе. Необходимо то, что можно назвать  «житием вместе». В первый раз люди соберутся в клуб, на беседу с миссионерами, с той же готовностью, с которой они придут и к пятидесятникам или баптистам, или просто к заезжим артистам. Затем разойдутся по домам и вернутся к прежнему образу жизни.

Однажды мой друг священник Сергий Клинцов побывал в тех местах (поселки в среднем течении Алдана), где мы проезжали когда-то с миссионерской экспедицией. Жители поселка его узнали и подошли с просьбой взять обратно крестильные крестики, так как за прошедшее время никакой «помощи» от них не было: «корова сдохла, сарай сгорел, а зарплаты не прибавилось». А ведь в свое время мы крестили в клубе этого поселка несколько десятков человек, после получасовой огласительной беседы.

Осмысляя подобные ошибки, следует сделать вывод о немаловажности именно долгосрочных поездок в отдаленные селения. В зависимости от вида транспорта, времени года и сезонной занятости жителей, минимальным временем продолжительности одной поездки можно считать месяц-полтора. За этот период можно близко сойтись с теми, кто проявляет интерес к вере, высказывает желание принять крещение. Будет время и для неторопливых бесед за чашкой чая, и для каких-то совместных хозяйственных трудов.  Будет возможность подыскать хотя бы временное помещение для встреч, для совместной молитвы.

Итогом первой поездки может стать создание небольшой группы верующих, готовых собираться в день воскресный для совершения мирянской службы (конечно, сначала следует научить их совершению этой службы). Пусть это будет 3-4 человека взрослых и несколько детей, но это то евангельское зерно, из которого, даст Бог,  произрастет полноценная община. Разумеется, необходима регулярная связь с центральным миссионерским станом. В нашей практике мы всегда стараемся связываться по телефону с православными из отдаленных поселках, передавать им с рейсовыми вертолетами или с иным попутным транспортом книги, свечи, журналы.

Еще одна важная составляющая часть Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции - поставление сотрудников из местных жителей. Другое дело, что часто бывает сложно найти кандидатов, но эта проблема существует и в центральных районах страны.

Без языка?

Также это использование местного языка и культуры - признак уни­версальности Евангелия и вселенского характера христианской проповеди. Следует максимально использовать переводы Священного Писания на местные языки в богослужении, для чего хорошо бы поручать носителям языка чтение Апостола и Евангелия. С осторожностью можно использовать и национальные орнаменты в украшении икон или помещениях для молитвы. Осторожность необходима потому, что нередко в безобидных орнаментах содержится сакральный смысл: они могут символизировать злых или добрых духов и прочих существ языческого потустороннего мира.

Хорошо зарекомендовала себя печать икон с надписаниями на языке того этноса, в среде которого ведется проповедь. Так как тираж таких икон небольшой, то, обычный цветной принтер и ламинатор, в комплекте с набором красивых фоторамок, позволят изготовить 100-150 иконок для раздачи верующим. использовать переводы Священного Писания на местные языки в богослужении, для чего хорошо бы поручать носителям языка чтение Апостола и Евангелия. С осторожностью можно использовать и национальные орнаменты в украшении икон или помещениях для молитвы. Осторожность необходима потому, что нередко в безобидных орнаментах содержится сакральный смысл: они могут символизировать злых или добрых духов и прочих существ языческого потустороннего мира.

Насаждать и поливать

Итак: главная задача миссионера, начиная с апостольских времен,  - принести евангель­скую весть тем народам, которые не были просвещены светом Христовым. Приготовить к сознательному крещению тех, кто станет впоследствии ядром будущей общины. В отсут­ствие священника они способны бывают свидетельствовать о сво­ей вере окружающим. Как правило, в каждый следующий приезд появляются ранее незнакомые люди, также желающие узнать больше о вере и Церкви. Это следствие миссии местной общины.

Основное отличие миссионерского стана от обычного прихода в том, что приход окормляет территорию, где уже, по слову апостола, «было из­вестно имя Христово». Основная забота прихода – способствовать возрас­танию паствы в Боге. Забота же миссионерского стана - «насаждать и поли­вать», в надежде, что вновь образованные локальные общины когда-нибудь станут полноценными при­ходами.

От Москвы до самых до окраин

Есть люди, полагающие, что  в России (в том числе и на северных и дальневосточных её рубежах) уже прозвучала проповедь христианства и нам следует идти в совсем уж отдаленные места. Они говорят  о важности миссии в Таиланде, Вьетнаме, Индии и в странах Африки. Однако и в самом центре России - на берегах Енисея, Оби, Лены – все еще множество селений, где еще не звучало слово проповеди. Если население Чукотки всего 50 000 человек, разве это повод отказать этому региону в миссионерском внимании? Если, например, нанайцев всего 17 тыс., а юкагиров около 1 тыс., разве не  нужно свидетельствовать им о Христе? Да, и на Чукотке, и среди приамурских народов в XIX веке трудились проповедники. Но эпоха безбожия нанесла жесточайший ущерб еще не окрепшим росткам церковной жизни в этих краях.

К сожалению, мы видим, что делом миссии в отдаленных епархиях Русской Православной Церкви не занимается никто, кроме самих этих епархий. Синодальный миссионерский отдел в настоящее время поддерживает всего около 13-ти миссионерских станов в Якутии, Бурятии, Туве, на Сахалине и т. п. Сотрудниками этих станов являются или клирики Белгородской митрополии и студенты Белгородской семинарии, или же отдельные малочисленные энтузиасты, добровольно пожелавшие потрудиться какое-то время на благо проповеди.

К сожалению,  в настоящий момент у нас в Церкви нет традиции привлечения волонтеров для миссионерских экспедиций. Не разработан и канонически никак не обоснован механизм участия в долгосрочных командировках клириков разных епархий. Только начинает определяться финансовая сторона вопроса, а не секрет, что лишь дорожные расходы на одного человека могут доходить до 100 тыс. руб. Но самое главное -  у выпускников семинарий и академий нет мотивации для участия в подобных поездках. Если выпускник академии и получает распределение на три года в дальнюю епархию, обычно он дальше кафедрального собора  не уезжает, так как архиерей заинтересован в том, чтобы образованный священник трудился в епархиальных структурах. Бывает, что в командировки посылают т. н. «залетчиков»: священнослужителй, нарушивших  канонические правила, находящихся под угрозой запрета за пьянство и т. д. Чему такие пастыри могут научить - вопрос риторический. Эти проблемы существуют, и замалчивать их нельзя.

Простые выводы

Понятие «миссионерский стан» на общецерковном уровне впервые прозву­чало в 2007 году. Священным Синодом тогда была принята и рекомендова­на к руководству «Концепция миссионерской деятельности...». В 2010 году, как мы знаем, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл одобрил и благословил развитие деятельности миссионерских станов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.

Однако, неверно было бы утверждать, что эта традиция, этот способ мис­сионерства актуальны лишь для отдаленных земель с экстремальным кли­матом. Миссия Церкви универсальна, и основные её принципы применимы в любом месте, в том числе и в центральных городах, индустриальных зонах и спальных кварталах мегаполисов.

Сельские районы, не имеющие храмов и приходских общин, также могут стать местом для устроения миссионерских станов. Не столь важно при этом, что большинство жителей центральных районов уже крещены в мла­денчестве. Это крещение, как правило, формальная дань народной тради­ции, а речь идет о научении взрослых людей доныне им неизвестным осно­вам Православной веры, о сознательном участии в Таинствах Церкви.

На прошедшем в ноябре 2010 года Всецерковном съезде епархиальных миссионеров прозвучали слова о «второй христианизации» России, о необходимости «народной катехизации», и это задает всем нам определенный вектор при­ложения усилий.

Собрать на большом индустриальном предприятии, где трудится не одна тысяча сотрудников, малую группу по изучению Евангелия, которая бы окормлялась приезжающим священником, - вот первый шаг по устроению миссионерского стана. Проводить в дальнем городском районе, не имею­щем храма, регулярные просветительские беседы о вере и Церкви, органи­зовать в любом подходящем помещении молитвенный уголок, не дожида­ясь, когда спонсоры выстроят красивый храм, и начать работу по созида­нию общины - для этого не нужно больших материальных затрат. Не нужно ничего, кроме желания и готовности потратить всё свое время на дело благовестия.

Традиции свидетельства о Христе, основанные на опыте многих поколений православных подвижников, не могут остаться в про­шлом. Они актуальны в той же мере, как актуально для нас само Еванге­лие, как актуальна заповедь Христова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

 


Миссия, "Образ и подобие"