Хабаровск православный Журнал Исцеление Господом Иисусом Христом двух бесноватых

Исцеление Господом Иисусом Христом двух бесноватых

Игумен Ефрем (Просянок)

09.07.2009

В нынешний воскресный день, неделю пятую по Пятидесятнице, за Божественной литургией во всех церквах читается евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом двух бесноватых людей.

Когда Христос в один из дней Своей земной жизни прибыл в страну Гергесинскую, Его встретили двое бесноватых, вышедших из гробов — то есть пещер, где погребали мертвецов. Страной Гергесинской в географическом смысле назывались заселенные людьми земли, находящиеся вокруг города Гергесы — на востоке Иордана. Для того чтобы узнать, почему так быстро произошла встреча Спасителя с бесноватыми, нужно пояснить, кто же такие бесноватые и что они собой представляют.

Согласно религиозным представлениям бесноватыми называли людей, которые были одержимы бесами. В Библии слово «бес» употребляется для обозначения злого духа. В Новом Завете дается уточнение того, что бесы могут выступать под видом языческих богов и идолов. Согласно словам Апостола Павла, язычники, поклоняясь языческим богам, приносят жертвы не Богу, а бесам. Апостол Иаков говорит, что злые духи «веруют, и трепещут». Но при этом бесы остаются слугами своего князя бесовского — дьявола. Таким образом, по христианским представлениям, бесноватым называется человек, который имеет в себе бесов, или одержимый нечистым духом. Иногда душевнобольных людей называют бесноватыми, но с религиозной точки зрения это неверно. Потому что такое определение опровергается целым рядом фактов, подтверждающих, что бесноватость это не душевная болезнь. Одним из таких подтверждений является то, что злые духи, вселяющиеся в человека, говорят своим собственным грубым, противным голосом.

Так было и в этот раз. Встретившие Христа бесноватые не своим голосом закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас!»

Страна Гергесинская, в которую прибыл Спаситель со Своими учениками, в подавляющем большинстве своем исповедовала язычество, а значит, была под влиянием злых духов. Если бы Спаситель начал распространять Свое учение среди народа этой страны, Он бы рассказал об Истинном Боге и наставил бы жителей этого края на путь истинный. Но такие деяния Спасителя были не приемлемы для злых духов. Потому что тогда бы подавляющее большинство жителей страны отвернулось бы от языческих богов и не служило бы демонам. И злым духам пришлось бы покинуть эту страну, переставшую быть языческой. Поэтому находящиеся в бесноватых людях многие бесы и вышли встретить Спасителя и попытаться помешать Его миссии. Это подтверждается словами бесноватых, устами которых говорили злые духи.

Но Христос — Победитель сатаны и ада — одним лишь повелением изгоняет злых духов из этих людей. А бесы, выйдя из одержимых, вошли в свиней, которые паслись недалеко, и все стадо свиное устремилось с крутизны в море и погибло в воде. И далее Евангелие говорит: «Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, люди просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город»…

Начало и конец сегодняшнего евангельского повествования — об одном и том же: как невыносимо приближение к Богу для грешника, который не хочет раскаяться. Можно было ожидать, что жители той страны попросят Господа остаться с ними и проявить еще раз Свою изумительную силу — но они требуют, чтобы Он поскорее удалился из их страны. Бог дает нам возможность узнать истинные ценности, убедиться в том, что любой человек дороже всего материального, но кажущееся благополучие для человека или его потеря представляются слишком значительными, чтобы можно было увидеть присутствие Божие среди нас. Свиньи погибли — и не имеет значение, что человек, два человека, исцелились душой и телом! Одна из самых больших опасностей, верх безумия — ценить вещи больше, чем человека.

Раз за разом мы слышим в Евангелии рассказы о людях, которые были исцелены от болезни. В Евангелии это кажется таким простым и ясным: вот нужда — и Бог на нее отзывается. И перед нами встает вопрос: почему же это не случается с каждым из нас? Ведь каждый нуждается в физическом исцелении или в исцелении души, а исцеляются только немногие; почему?

Когда мы читаем Евангелие, упускаем из виду, что Христос не исцелял всех и каждого: ОДИН человек в ТОЛПЕ оказывался исцеленным, а многие, тоже недужные телом или душой, исцелены не были. И это происходит потому, что для принятия действия благодати Божией во исцеление тела или души, мы должны РАСКРЫТЬСЯ БОГУ: не исцелению, а Богу.

Мы часто хотим исключить болезнь из нашего опыта жизни не только потому, что болезнь утруждает жизнь, не только потому, что болезнь идет бок о бок с болью, но главным образом потому, что она напоминает нам о нашей хрупкости. Болезнь как бы говорит нам: „Не забывайся! Ты смертен, твое тело сейчас как будто обращается к тебе и говорит: у тебя нет власти вернуть меня к здоровью; ты ничего не можешь сделать; я могу угаснуть; я могу обветшать и зачахнуть — и это будет конец земной жизни...” Не это ли главная причина, почему мы изо всех сил боремся за выздоровление, хотим вымолить себе здравие?

Если мы из таких предпосылок просим Бога исцелить нас, вернуть нас в состояние цельности, это значит, что мы просим только о забытье, о том, чтобы забыть о нашей смертности, вместо того чтобы она была нам напоминанием, пробуждением, и мы осознали бы, что дни проходят, что время коротко. Если мы хотим достичь полного роста, к которому призваны на земле, мы должны спешить стряхнуть с себя все, что в нас самих есть смертоносного. Болезнь и смерть обусловлены не только внешними причинами — в нас есть и злопамятство, и горечь, и ненависть, и жадность, и столько других вещей, которые убивают в нас живость духа и не дают нам жить теперь, в настоящем времени, вечной жизнью. Той чистой жизнью, которая и есть попросту жизнь в полном смысле слова, жизнь в ее полноте.

Что мы можем сделать для своего приближения к Богу? Когда мы приходим к Богу, прося нас исцелить, мы должны прежде приготовить себя к исцелению. Потому что быть исцеленным не означает только стать целым, чтобы вернуться обратно к такой жизни, какой мы жили прежде; это значит стать целым для того, чтобы начать НОВУЮ жизнь. Прося у Бога помощи, мы должны решить начать жить заново: как Лазарь, который был вызван из гроба не просто обратно в прежнюю его жизнь, но чтобы, пережив что-то, что не поддается описанию никакими человеческими словами, войти в жизнь вновь, на новых основаниях. Для этого человеку даны многие средства.

Вновь зададимся вопросом, дорогие друзья: способны ли мы принять что-либо от Бога? Готовы ли мы, согласны ли, принять на себя ответственность новой цельности для того, чтобы войти снова, и еще снова в мир, в котором мы живем, с вестью о новизне, чтобы быть светом, быть солью, быть радостью, надеждой, любовью, жить ради Бога и людей?

Задумаемся над этим, потому что мы все больны, так или иначе, мы все хрупки, слабы, мы все неспособны жить полнотой даже той жизни, которая нам дарована на земле! Задумаемся над этим, и начнем становиться способными открыться Богу так, чтобы Он мог сотворить Свое чудо исцеления, сделать нас новыми, но так, чтобы мы несли свою новизну, поистине Божию новизну в мир, в котором мы живем. Этого достигли в своей жизни святые, и именно поэтому мы почитаем их, находя для себя примеры правильной жизни.

Пожелаем друг другу на предстоящей неделе укрепиться в желании чистой и святой жизни. Да поможет всем нам Господь!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 11 июля 2009 г.


Церковь, Богословие