Хабаровск православный Журнал Богословские воззрения апостола Иакова

Богословские воззрения апостола Иакова

Иерей Василий Писцов

12.11.2010

После Спасительной жизни, Крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, положившего начало времени Нового Завета, задача распространения нового евангельского благовестия легла на плечи ближайших учеников Спасителя – апостолов. Евангельское благовестие было предназначено для всех людей и народов, независимость от их национальных особенностей: «нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11)». Однако эти национальные свойства каждого народа обусловили различный характер апостольской миссии. Если наиболее известным апостолом, принесшим евангельское благовестие языческим народам, был апостол Павел, то христианская проповедь в иудейской среде связывается, прежде всего, с именем апостола Иакова, брата Господня. Во многом благодаря деятельности ап. Иакова, до самой своей мученической смерти возглавлявшего Иерусалимскую Церковь, большое количество иудеев преодолело фарисейскую косность и уверовало в пришедшего в мир Божественного Мессию.

Учение апостола Иакова, которое нашло отражение в его соборном послании, занимает значительное место в том благовествовании, которое проповедовали всему миру святые апостолы. Можно даже сказать, что деятельность апостола Иакова была необходимым дополнением активной проповеди апостола Павла против ветхозаветного закона. Не будь апостола Иакова, иудейская среда Иерусалима не имела бы такого прекрасного образца осуществления новозаветного учения при соблюдении старых обрядовых предписаний Моисеева закона, отказ от которых для большинства Иерусалимских христиан был крайне сложен.

Иаков, брат Господень, написал только одно послание, причисляемое Церковью к семи соборным посланиям. Егезипп, историк, близкий ко временам Апостольским, повествуя об апостоле Иакове, говорит: «сей от утробы матерней был свят, не пил вина и сикеры, не вкушал мяса, не стриг волос, не умащался благовониями; не носил шерстяных одежд, но одни льняные; он входил в храм и там, преклонив колена, молился за народ столь много, что кожа на его коленях казалось приняла жесткость кожи верблюжьей». Иакову ближе всех был известен горячий дух верующих иудеев из-за ревности к закону, а отсюда была ему очевидна, в случае ослабления этой их ревности, и особенная опасность для них духовно-нравственной холодности или бездеятельности.
«Приняв в управление Иерусалимскую Церковь», - говорит блаж. Иероним, - «он руководил ее 30 лет, то есть до седьмого года царствования Нерона. Погребен был близ храма, с которого был низвергнут».

Богословские воззрения апостола Иакова наиболее ярко выявляются из детального анализа основных мыслей его Соборного послания. Как и все послания апостольские, послание Иакова вызвано было потребностями и состоянием религиозно-нравственной жизни христианских общин. Эти особенности в жизни последних в большей степени определяют и направление основных мыслей послания, которые сформулированы апостолом. Все религиозно-нравственных наставления основываются апостолом Иаковом на глубоких богословских истинах, которые, хотя и не систематично изложенные, присутствуют в послании. Поэтому главной целью данного сочинения является нахождение и определения основных богословских взглядов, на которых основывался апостол Иаков.

Богословие св. Апостола Иакова, нашедшее свое выражение в его соборном послании, не излагается апостолом систематически, но выступает в роли аргументации нравственных наставлений и увещеваний, которые составляют цель послания. Однако, несмотря на такое второстепенное положение, богословские истины формулируются четко и ясно для читателей.

Апостол Иаков с особенной силою произносит ту мысль, что Бог есть Существо чистейшее, не искушаемое злом, а потому Он не может никого искушать ко злу (Иак. 1, 13). Смысл этого определения в том, что Бог не может склоняться ко злу, безусловно чужд зла, безусловно не затрагивается им.

Весьма характерно определение, что Бог есть «Отец светов (Иак. 1, 17)». Светила небесные, Отцом или Творцом которых является Бог (Пс. 135, 7), отражают на себе Его чистейшее существо, недоступное никакому мраку. Однако у светил небесных свет заимствованный и изменчивый, а у Бога — свет вечный и неизменный.
Как Существо чистейшее, Бог есть источник всякого Блага (1, 17). Многоразличные благословения получаются людьми от Бога, «дающего всем просто и без упреков» (Иак. 1, 5).

В послании Иакова Бог один только раз называется „Господом Саваофом " (Иак. 5, 4), а обыкновенно «Кириос» (Иак. 1, 7; 3, 9; 4, 15; 5, 10-11). Бог — един (Иак. 2, 19); Он есть единый Законоположник и Судия (4, 12); Он милосерд и сострадателен (Иак. 5, 11) и приближается к тому, Кто к Нему приближается (Иак. 4, 8).

Для уяснения учения ап. Иакова о Боге имеет весьма важное значение следующее место из его послания: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас?» Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 5-6)». Бог, по учению апостола, есть Бог ревнитель; Он ревниво любит человека и не может позволить, чтобы в своей любви человек раздваивался между Ним и миром. Одно из двух: быть или другом Божьим, или другом мира; среднего состояния не может быть. Обмирщение многих христиан побудило Апостола говорить об этой ревнивой любви Божией, которая имеет своим следствием то, что Бог ревнитель дает большую благодать любящим Его.
Среди богословских взглядов, характеризующих послание Иакова, сравнительно мало представлена христология. Есть только два места, где прямо говорится об Иисусе Христе (Иак. 1, 1; 2, 1). В них ясно указывается на Божество Христа, ибо Иисус Христос поставляется наряду с Богом: «Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб (Иак. 1, 1)» и называется «Господом славы»: «имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица (Иак. 2, 1)». Смысл этих отрывков состоит в том, что Христос прославлен в Своем воскресении и сидении одесную Бога, что Он есть наша слава, пред которою слава человеческая — ничто.

Также в стихе Иак. 5, 8 под именем «пришествия Господня» апостол Иаков упоминает второе славное явление Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, несмотря на отсутствие частого упоминания имени Спасителя, вся богословская мысль апостола зиждется на Христе и все сводится к Нему, как Основоположнику новой веры – веры в прославленного Господа.

Многие высказывания и образы выражения богословских истин апостола Иакова зачастую напоминают изречения Спасителя. Так, мысль, что грех имеет свое основание в желаниях и похотях человеческого сердца (Иак. 1, 14), совпадает с выражением Спасителя: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19)». В свою очередь мысль, что знание заповедей усиливает степень вменяемости преступления (Иак. 4, 17), близко подходит к изречению Господа (Лук. 12, 47—48). Образ сеяния, употребленный св. Иаковом (Иак. 1, 21; 3, 18), напоминает притчу о сеятеле (Мф. 13, 3). Не менее выразительно, чем Спаситель, апостол Иаков указывает на последний суд и на нелицеприятного Судию (Иак. 5, 1; 8, 9). Таким образом, богословские воззрения апостола Иакова имеют свое происхождение из той евангельской новозаветной традиции, которая была начата со времени Святой пятидесятницы, когда Дух Святой пояснил апостолам в полноте все благовестие Христово.

Богословская мысль апостола Иакова по своему характеру стоит весьма близко к нагорной проповеди Спасителя. Поэтому многие экзегеты находят возможным называть соборное послание Иакова «нагорной проповедью между посланиями». Действительно, если сравнить изречения нагорной проповеди Спасителя с посланием Св. Иакова, можно видеть близкое сходство между ними. Как Спаситель называет новозаветное откровение «исполнением закона» (Мф. 5, 17), так и Иаков называет его «законом», «совершенным законом свободы» (Иак. 1, 25; 2, 12). Как Господь Иисус Христос в нагорной проповеди зовет Своих Последователей к совершенству (Мф. 5,48), так и апостол Иаков целью жизни христианина называет совершенство (Иак. 1, 4; 3, 2). Для того, чтобы стать совершенным и праведным, необходимо, как по словам Спасителя, так и по словам апостола Иакова исполнение закона и добрые дела (Мф. 7, 21; 5,18; Иак. 1, 22; 2,14 и др.). Центральное положение о законе, по учению Спасителя и апостола Иакова, занимает заповедь о любви (Мф. 7, 23; Иак. 1, 15; 2, 9). В нужде нужно обращаться с молитвой к Богу, причем и в Евангелии, и в данном послании одинаково категорически утверждается исполнение молитвы (Мф. 7, 7; Иак. 1, 5).
Нельзя не отметить, что на богословских взглядах апостола Иакова лежит значительный отпечаток иудейской мысли, которая, тем не менее, не искажает их. Относясь с великим уважением к Мосееву закону в целом и соблюдая его обрядовые предписания, даже советуя апостолу Павлу исполнить обряд очищения (Деян. 21, 18-26) ради умиротворения членов Иерусалимской Церкви, Иаков, однако на апостольском Соборе первый возвышает голос об освобождении уверовавших из язычников от ига Моисеева Закона (Деян. 15, 13-21). «Не разрывая национально-исторической связи с иудейством, как вековым наследием отцов, Св. Иаков, однако, допускает исполнение ветхозаветных обычаев и обрядов постольку, поскольку им не усвоялось догматического, непреходящего значения, и они являлись преображенными христиански духом».

Серьезный вопрос, который возникает при рассмотрении богословских взглядов св. Иакова, касается соотношения веры и дел в деле спасения человека. Известная фраза апостола Иакова: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17)» породила недоумение: что же собственно спасает человека: вера или дела? И нет ли тут противоречия словам Апостола Павла в том, что человек спасается верою независимо от дел закона (Рим. 3:28)? Надо полагать, что эти слова о необходимости для спасения живой деятельной веры и сказаны святым Иаковом именно потому, что многие христиане-евреи превратно поняли слова Апостола Павла. Апостол Павел настойчиво проповедовал евреям, что со времени пришествия Христа Спасителя, некоторые уложения обрядового Моисеева закона утратили свое значение, и для спасения нужна в первую очередь вера во Христа Спасителя, а не одни дела закона Моисеева. Многие из евреев поняли эту мысль в смысле безусловного отрицания вообще добрых дел для спасения и достаточности одной только веры в пришедшего Мессию.

Святой Апостол Иаков и подчеркивает, что одной холодной рассудочной веры для спасения недостаточно, ибо «бесы веруют, и трепещут» (2:19). Примерами же деятельной и спасающей веры могут и должны служить для нас Авраам и Раав-блудница. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 21-26).
Таким образом, смысл слов Апостола Иакова тот, что истинная спасающая вера неразрывно связана с добродетельным образом жизни: вера первенствует и предшествует, как причина, а дела последуют, как ее следствие. Как пишет известный экзегет У. Баркли: «Во всякой уравновешенной жизни должны быть и вера, и дела. Вера может проявиться и утвердиться в делах. И лишь в вере можно решиться на дела и совершать их. Вера должна перейти в действие, ибо действие начинается лишь тогда, когда у человека есть вера». Ни вера, ни дела, в отдельности друг от друга, не спасают человека, ибо друг без друга они неполноценны: это две нераздельные, хотя и различные стороны одного и того же предмета: живого и всецелого устремления к Богу.

Итак, анализ главных мыслей соборного послания апостола Иакова позволил нам выявить наиболее характерные направления и акценты богословской мыслей, которые принадлежали св. Иакову. Обобщая сказанное, можно выделить несколько богословских тем, которые с особенным вниманием используются апостолом Иаковом в аргументации своих религиозно-нравственных наставлений. Ввиду того, что послание Иакова было адресовано преимущественно христианам Иерусалима, особенно сильно освещено учение о Едином и Всеблагом Боге. Несомненно, что для иудеохристианской среды такая область христианского богословия была близка и понятна. Апостол хочет показать преемственность христианского понимания Единого и Истинного Бога по сравнению с ветхозаветным откровением, зафиксированным в Моисеевом законе и являвшемся со времен Авраама основой жизни всего богоизбранного народа.

Апостолом Иаковом были окормляемы многие иудеохристианские общины, которые нуждались в разрешении многих актуальных вопросов относительно того, каким образом необходимо проводить свою жизнь, чтобы иметь вечное спасение. Особая заслуга апостола состоит в том, что ему удалось сохранить в новообращенных иерусалимских христианах их иудейскую ревность и навык четкого исполнения Моисеева закона в том направлении, которое было проповедано нашим Господом и Спасителем.

Христианство для св. Иакова не есть только преобразованное иудейство, а новый путь спасения во Христе, начинающийся возрождением посредством Евангелия (Иак. 1, 18). Из этого положения вытекают его нравственно-религиозные воззрения: нравственная жизнь христианина нормируется царственным законом Свободы (Иак. 1, 25; 2, 12); все совершенствование и оправдание христианина совершается только через союз со Христом в живой и деятельной вере (Иак. 2, 14-26), и лишь деятельную христианскую любовь он признает общей обязанностью каждого (Иак. 1, 27). Даже назорейство апостола Иакова можно не без основания прототипом будущего христианского монашества, которое в конце своей жизни апостол запечатлел своей кровью. Огромное уважение, которое питали все чада Христианской Церкви к апостолу Иакову, свидетельствует о громадной пользе, принесенной им для развития христианского вероучения в первохристианский период.

Особый дух любвеобильности, присутствующий в богословских воззрениях апостола Иакова, проникает все его соборное послание и заставляет видеть в данном послании истинно христианское произведение, хотя и облеченное в форму ветхозаветной мудрости.

Список литературы.

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000.

2. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Т. 2. Джорданвиль, 1987.

3. Баркли У. Толкования Посланий Иакова и Петра. ВБС, 1985.

4. Богдашевский Д. Послание св. Апостола Иакова. // «Труды Киевской Духовной академии», 1907, № 11.
 
5. Бухарев А. М. О соборных апостольских посланиях. // «Богословские труды», М., 1972. Сб. 9.

6. Георгий (Ярошевич), иером. Соборное послание Св. апостола Иакова. Опыт исагогико-экзегетического исследования. Киев, 1901.

7. Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. 3. СПб., 1912.

8. Олесницкий А., проф. Руководственные о Священном писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894.

9. Херасков М., прот. Послания апостольские и Апокалипсис. Владимир, 1907.

«Православие на Дальнем Востоке»


Церковь, Богословие