Хабаровск православный Журнал Алексей Сабунаев: «Будущее нашей страны и Дальнего Востока неразрывно связано с судьбой кадетского образования и воспитания»

Алексей Сабунаев: «Будущее нашей страны и Дальнего Востока неразрывно связано с судьбой кадетского образования и воспитания»

Информационный отдел Хабаровской епархии

13.12.2021

7 декабря 2021 года в Городском дворце культуры Хабаровска состоялось торжественное открытие X Рождественских образовательных чтений Приамурской митрополии, являющихся региональным этапом XXX Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году темой чтений стало - «350-летие со дня рождения Петр I: секулярный мир и религиозность».

Гостем Рождественских образовательных чтений заместителем командира части по воспитательной работе гвардии подполковником Алексеем Борисовичем Сабунаевым был представлен доклад на тему: «Кадетство. Перспективы его развития в городе Хабаровске и Хабаровском крае».

В условиях международной нестабильности, на фоне развязанной против России отдельными странами Запада политики санкций и информационной войны основополагающим условием жизнеспособности российской государственности является просвещение нации, развитие ее культуры и образования, профессиональная подготовка патриотически ориентированных служащих, улучшение качества управления страной и укрепление национальной безопасности нашей страны.

Российское общество и государство нуждаются в наличии социальной силы, интегрирующей традиционные позитивные ценности России и объединяющей патриотические силы общества. В качестве такой силы могут выступать кадеты. Уровень образования и высокие нравственные качества, воспитанные с детства, позволяют кадетам профессионально и творчески отвечать на разнообразные вызовы и угрозы как внутри страны, так и на международной арене.

Можно смело утверждать, что будущее нашей страны и нашего Дальнего Востока неразрывно связано с судьбой кадетского образования и воспитания. Что же такое кадетство и когда оно появилось в России?

Современное кадетское образование в России представляет собой органическую целостность двух главных составляющих. С одной стороны – это совокупность взглядов, принципов, установок и норм, соответствующих идеалам духовности, патриотизма, гражданственности, достоинства и чести. Кадетская педагогика формирует готовность самоотверженно служить Отечеству с детства.

C другой стороны, кадетство – это система действий по формированию с раннего возраста гармонично развитой личности, сочетающей высокую образованность, общую культуру, нравственность, физическое совершенство, доброту, порядочность и готовность служить Отечеству на любом поприще.

Кадетская педагогика формирует мотивацию воспитанника на упорное, добросовестное овладение знаниями, навыками, умениями. Устойчивость такой мотивации достигается коллективистским воспитанием. Оно существенно дополняется личным примером командиров, воспитателей, преподавателей, высокоорганизованным укладом жизни и быта, качественными условиями и высокими стандартами образовательного процесса. И, конечно, атмосферой подлинного товарищества, взаимного уважения, дисциплиной и ответственностью, которые постепенно приобретают доминирующие черты духовного кадетского братства!

Система кадетского образования в Российской империи начала складываться в период правления императора Петра Первого.    В 1701 году Петром I была учреждена школа математических и навигационных наук, известная как «Навигацкая школа», превратившаяся со временем в Морской кадетский корпус. В 1732 году открыл двери Шляхетский кадетский корпус в Санкт-Петербурге, затем был основан Первый Морской кадетский корпус.

Петр Первый требовал, чтобы каждый дворянский недоросль начинал службу рядовым солдатом. Государь сам прошел всю воинскую науку с азов, и в пехоте, и в артиллерии, и на Флоте. Он не представлял, что дворянин может не служить Отечеству.

К 1917 году в системе кадетского воспитания и образования действовало 32 кадетских корпуса. География этих учебных заведений была обширна. Кадетские корпуса дали России десятки выдающихся исторических личностей, составивших ее национальное достояние. Вот несколько имен кадетов: Кутузов Михаил Илларионович, Ушаков Федор Федорович, Нахимов Павел Степанович, Даль Владимир Иванович, Римский-Корсаков.

Не случайно в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов был учрежден орден Суворова и созданы Суворовские училища. Советский Союз выстоял и победил гитлеровский фашизм во многом благодаря тому, что русский народ сохранил воспитанную Православием готовность защищать Родину.

Далеко не случайно, 3 июля 1941 года И. В. Сталин в своем первом, с начала войны, публичном выступлении (по радио), воззвал к истокам народной мощи, а по сути — к православному духу русского народа словами запретного, но не забытого им православного обращения «братья и сестры!»

И он же, Сталин, выступая перед участниками военного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, призвал на помощь русских святых и прославленных полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и других великих сынов России.

В конечном счете, дух, заложенный в ребенка, который служит Отечеству с детства, является основой государственной власти, и государства в целом. Практически все полководцы Российской империи– это выпускники кадетских корпусов. Ведущий генеральский состав нашего времени – выпускники Суворовского училищ. Четко понятно, что кадеты - единственный слой населения, который служил и служит Отечеству с детства, не выдвигая никаких политических требований.

Просто служить России. В этом видят свой долг и современные выпускники суворовских училищ, кадетских корпусов и кадетских школ.

Вся система кадетского воспитания основана на педагогических принципах Константина Дмитриевича Ушинского. Который использовал для формирования разумной, гуманной, чувствующей личности два фактора: свободную инициативную деятельность воспитанника и среду, в которой он растет.

Главная задача, во все времена, всех кадетских корпусов была одна – подготовка государственников. Т.е. Слуг Отечества, которые должны сознательно, жертвенно, добросовестно, творчески служить Государству Российскому на военном и гражданском поприще.

Каким был кадет, выходящий из корпуса в самостоятельную жизнь в России, до революции? Прежде всего – искренно и деятельно верующим христианином. Он был самоотверженно предан Престолу, строго повиновался законной власти и обладал чувством долга как верный сын России.

Кадет — это ко всему и добрый, почтительный сын родителей, верный муж и любящий отец семейства. Он, непременно – честный и трудолюбивый гражданин. Он, наконец – образованный, дельный и крепкий духом и телом воин, полный готовностью пожертвовать свою жизнь для защиты Веры, Царя и Отечества от врагов внешних и внутренних.

Первым идею о создании кадетского корпуса в городе Хабаровске выдвинул генерал-губернатор Андрей Николаевич Корф (кстати сказать, выпускник Пажеского корпуса).

Идею эту развил генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков.  Он лично открыл 17 сентября 1900 году занятия в Хабаровском кадетском корпусе.  С помощью выпускников Хабаровского кадетского корпуса им. графа Н.Н.Муравьева- Амурского решалась одна из важнейших задач, того времени, (да и сейчас она имеет огромное значение) закрепление россиян на Востоке России.

Всего корпус осуществлял свою деятельность до 1925 года. Кстати сказать, кадетский корпус размещался в здании, где ныне размещен штаб Восточного военного округа.

Сегодня в Хабаровске насчитывается около 4 тысяч кадет. Они обучаются в 5 школах кадетского профиля и большом количество кадетских классов в общеобразовательных школах.

Все они, скажем так, «выживают» за счет энтузиазма преподавательского состава школ и кошельков родителей. Нам думается, что многолетняя плодотворная инициатива снизу должна, обрести поддержку Государства.

Необходим Краевой закон о кадетском образовании, который позволит преодолеть сложные и пока, неразрешимые проблемы Кадетского образования в Хабаровском крае.

Наши предложения сформулированы в докладной записке. Если коротко, то они, в следующем:

1. На основе действующей сети кадетских школ и кадетских классов создать городскую, затем краевую, а в последующем, региональную систему кадетского образования.

2. Для координации усилий всех заинтересованных сторон необходимо:

а) провести слушания в общественных палатах города и края;

б) возродить работу краевого координационного Совета по вопросам кадетского образования при Правительстве Хабаровского края.

в) сформировать рабочую группу для детальной проработки и реализации Программы «Русский мир на базе КАФ» для обеспечения высокого качества кадетского образования в городе, крае, регионе.

В конце своего выступления, считаю необходимым сказать, что нашему государству, как всегда, нужны высоконравственные, духовно подготовленные, служилые люди - патриоты Отечества, способные сделать все необходимое для процветания нашего города, края и России.


Новости, Образование